Рыбная война

Как сообщала наша газета, в рыбной отрасли края сложилась кризисная ситуация: из-за отсутствия необходимого приказа о распределении промышленных квот на вылов морских биоресурсоврыбо добывающий флот не может приступить к работе в море, простаивая у причальных стен. Сейчас межведомственный конфликт находится на стадии обмена прокламациями. Председатель ГКР Евгений Наздратенко обратился с письмом к депутатам законодательного собрания Приморского края, а те, в свою очередь, изложили свою точку зрения председателю правительства РФ Михаилу Касьянову. Сегодня «В» публикует данную переписку.

12 февр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1308 от 12 февр. 2003

Как сообщала наша газета, в рыбной отрасли края сложилась кризисная ситуация: из-за отсутствия необходимого приказа о распределении промышленных квот на вылов морских биоресурсоврыбо добывающий флот не может приступить к работе в море, простаивая у причальных стен.
Сейчас межведомственный конфликт находится на стадии обмена прокламациями. Председатель ГКР Евгений Наздратенко обратился с письмом к депутатам законодательного собрания Приморского края, а те, в свою очередь, изложили свою точку зрения председателю правительства РФ Михаилу Касьянову. Сегодня «В» публикует данную переписку.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
председателя Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству Евгения Наздратенко депутатам законодательного собрания Приморского края и Приморскому краевому профсоюзу работников рыбного хозяйства

Уважаемые депутаты, дорогие друзья!

В адрес Госкомрыболовства России второй год подряд поступают письма и обращения от рыбопромышленных предприятий края, неудовлетворенных распределением промышленных квот на вылов водных биологических ресурсов. В этом году к письмам отдельных предприятий добавилось и письмо Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, в экстренном заседании которой участвовали и вы, депутаты законодательного собрания, и вы, представители отраслевого профсоюза. Содержащееся в письме требование приостановить утверждение приказа о перераспределении промышленных квот, подписанного губернатором Приморья Сергеем Дарькиным, имеет под собой серьезные основания.

По имеющимся у нас данным, Приморский рыбохозяйственный совет, чьи рекомендации традиционно учитывались администрацией при распределении квот, практически отстранен от участия в распределении лимитов. Мало того, члены ассоциации утверждают, что согласительный лист, закрепляющий распределение квот между предприятиями, подписали пустым. Никто из членов рыбохозяйственного совета не может назвать цифры, закрепленные за рыбопромысловыми компаниями, поскольку никто не видел общую таблицу распределения квот. Каждый из членов совета получил на руки бумажку, на которой фигурируют только выделенные его предприятию квоты. Рыбаки опасаются, что список предприятий, наделенных бесплатными квотами, отличается от того, который был представлен на обсуждение рыбохозяйственного совета. Их тревога по поводу того, что сложившаяся ситуация может закончиться банкротством не только средних, но и крупных рыбодобывающих предприятий Приморья, а стало быть, и самой приморской экономики, вполне обоснованна.

Несколько дней назад на мое имя пришло коллективное открытое письмо работников «Дальморепродукта». Вопреки утверждениям Приморской администрации старейшее рыбодобывающее предприятие края не только не выводится из тяжелейшей ситуации, но и, напротив, испытывает беспрецедентное давление. Вот только несколько примеров, взятых из этого письма: «Арбитражный суд по ходатайству губернатора Приморского края назначил на должность арбитражного управляющего залетного господина – Александра Черевика (место постоянного жительства – Сахалин). Суд не смутило, что до «Дальморепродукта» он «успешно оздоровил» и кончил «Сахморепродукт» и Холмский морской рыбный порт. Как обычно в таких случаях, последовали громкие заверения, что «в самые ближайшие сроки «Дальморепродукт» будет выведен из кризиса». Администрация Приморского края даже взяла опеку над предприятием. Для чего к нам были командированы «опытные рыбопромышленники» Руслан Кондратов и его зам Дмитрий Дремлюга. Как позже выяснилось, господин Черевик просто мошенник - 25 декабря 2002 года органы ФСБ произвели его задержание при получении им взятки. Возбуждено уголовное дело по ст. 290 УК РФ – взятка. Теперь Кондратов и Дремлюга, вообще не имеющие каких-либо законных полномочий, вовсю хозяйничают на нашем предприятии… Продукция вывезена неизвестно куда. С плавбаз снято оборудование и передано на суда «Акваресурсов» (семейная группа Кондратова) и «Ролиза».

Полностью разграблена плавбаза «Рыбак Камчатки». 24 декабря 2002 года был заключен договор управления, по которому «Дальморепродукт» передал весь свой флот и СП «Ремфлот» в новое ООО «Управляющая компания ДМП», где директором все тот же Дремлюга, сам себе назначивший вознаграждение в 25% от суммы дохода! Такого мы еще не видели!»

Уважаемые депутаты, друзья! Приморье доверило вам отстаивать интересы края. Я никогда не поверю, что приморцам может быть безразлична судьба предприятия, чья слава долго была славой всего рыбацкого флота России. Почему бы вам не потребовать гласного рассмотрения этой ситуации? В этой связи я не могу не напомнить вам, что одной из причин банкротства «Дальморепродукта» была игра с квотами, когда на 12 судов предприятие получило в прошлом году всего 3500 тонн. В то время как то же ЗАО «Ролиз» на три судна получило в несколько раз больше.

Передо мной лежит лист распределения квот минтая на 2003 год, предложенный администрацией края. И снова та же картина. ОАО «ТУРНИФ» на одно добывающее судно получает квоту в 2478 тонн, ЗАО «Ролиз» – 2583, некий «Дальинторг» на единственное судно – 4800, Дальневосточная база рыболовства на единственное судно получила 5300 тонн охотоморского минтая, рыбозавод «Каменка», имеющий три рыболовных сейнера с возможностью лова не далее 12 миль от берега, получает для работы в Охотоморье (!) 3200 тонн, то есть 1066 на одно судно (напомню вам, что учредителем этого предприятия на 100 процентов является ЗАО «Ролиз»), в то время как колхоз «Тихий океан» – знаменитая Ливадия, градообразующее предприятие, имеющее свои социальные структуры и 11 действующих судов, – получил по распределению господина Дарькина 1250 тонн, то есть по 113 тонн на судно. Еще интереснее ситуация у ЗАО «Востоктранссервис», имеющего 11 судов типа СРТМ, 1500 работающих, рыбоперерабатывающее предприятие и судоремонтный завод. Выделенная ЗАО «Востоктранссервис» квота составляет 300 тонн, то есть 27 тонн на одно судно! И как вообще понять, что самое крупное предприятие Приморского края – Находкинская БАМР – может получить только 650 тонн минтая на судно, когда на плечах предприятия и бюджет целого города, и социальный блок огромного микрорайона, и судьбы 7000 работающих людей?!

Еще три года назад в крае существовала практика гласного распределения промышленных квот. Преимущество получали те предприятия, на плечах которых лежала так называемая социалка, предприятия, которые имели большой вес, авторитет, наполняли бюджет края, города, поселка. Кто два года назад слышал о тех фирмах, которые теперь щедрой рукой краевой администрации наделяются сверх меры возможностью набивать собственный карман? Разве возможна тогда была ситуация, когда предприятие господина Дарькина «Ролиз» в 2002 году получило 7150 тонн на одно судно, а БАМР – только 650? Или теперь главный принцип распределения – своя рука владыка?

Госкомрыболовства, безусловно, не может согласиться с такой, с позволения сказать, дележкой. В ходе совещания рабочей группы комитета и анализа поступивших в Госкомрыболовства России предложений администрации Приморского края по распределению квот в 2003 году между пользователями выявлено, что администрация Приморья формально отнеслась к организации конкурса на распределение квот. В крае 104 предприятия занимаются специализированным промыслом минтая в Охотском и Беринговом морях, а наделены этим лимитом только 32 предприятия. Исходя из какого принципа? И что делать людям, которые работают в остальных 72? Рабочей группе Госкомрыболовства не представлены документально подтвержденные протоколы конкурсов, не учтены наличие производственных мощностей и традиционность промысловой деятельности заявителей, в предложениях отсутствует какое-либо стимулирование развития и поддержки рыбоперерабатывающих, а также градообразующих предприятий рыбной отрасли, и уж вовсе никак не учитывается выполнение постановления правительства РФ № 1010 по части обязательного осуществления поставок рыбного сырья на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории РФ, и реализации готовой продукции на территории России.

Вот почему мы не считаем возможным утвердить поданные в таком виде документы Приморской администрации и предлагаем ей подготовить до 15 февраля с. г. аргументированные предложения по распределению остатков квот между пользователями, оформленные в установленном порядке. Кроме того, на мой взгляд, было бы правильно напечатать в краевых СМИ данные по наделению промышленными квотами каждого предприятия, ведь для тысяч и тысяч семей, занятых в рыбной отрасли Приморья, знать это не просто интересно, но жизненно важно.

Надеюсь, что законодательное собрание Приморского края и профсоюз рыбаков примут самое активное участие в спасении главной отрасли края – рыбной. Прозрачность распределения квот между предприятиями рыбной отрасли края будет способствовать не только поддержанию отрасли, но и созданию нормального правового пространства, стабилизации социальной обстановки, позволит подняться экономике края в целом.

Председатель комитета Е. Наздратенко

* * *

Председателю правительства РФ Касьянову М. М.
от депутатов законодательного собрания Приморского края

Уважаемый Михаил Михайлович!

До настоящего времени не издан приказ Госкомрыболовства РФ о распределении промышленных квот между рыболовецкими предприятиями Приморского края.

Начиная с декабря прошлого года промышленные квоты Приморского края постоянно претерпевают всевозможные изменения.

С начала года приморский флот простаивал в ожидании урегулирования вопроса распределения квот регионами, сейчас простаивает в ожидании принятия решения Госкомрыболовства РФ, которое своими действиями пытается вмешаться в деятельность Приморского края и игнорировать решения Приморского рыбохозяйственного совета.

Вопрос распределения обсуждался на заседании Ассоциации рыбохозяйственных организаций Приморского края, на котором было принято решение просить Госкомрыболовства РФ прекратить всяческую полемику, принять предложения Приморского края и издать приказ о распределении квот.

В настоящий момент рыбопромысловый флот Приморья простаивает. Экипажи судов находятся в море в отрыве от семей, без заработка и без ясности дальнейших перспектив.

Просим вас срочно вмешаться в действие Госкомрыболовства РФ, дать указание принять произведенное Приморским краем распределение квот между пользователями, в кратчайший срок издать приказ Госкомрыболовства РФ о распределении квот на вылов водных биологических ресурсов между пользователями Приморского края.

С уважением
(много подписей)