Компромиссная труба
В марте правительство должно определить маршрут нефтепровода, по которому нефть из Восточной Сибири потечет на экспорт. Как известно, до сих пор рассматривались два альтернативных варианта проекта: строительство трубопровода Ангарск - Дацин (Китай) или Ангарск - Находка. Однако в минувшую пятницу, собравшись на совещание у министра энергетики Игоря Юсуфова, представители крупнейших нефтяных компаний государства и «Транснефти» пришли к весьма неожиданному решению - объединить оба маршрута в один проект.
В марте правительство должно определить маршрут нефтепровода, по которому нефть из Восточной Сибири потечет на экспорт. Как известно, до сих пор рассматривались два альтернативных варианта проекта: строительство трубопровода Ангарск - Дацин (Китай) или Ангарск - Находка. Однако в минувшую пятницу, собравшись на совещание у министра энергетики Игоря Юсуфова, представители крупнейших нефтяных компаний государства и «Транснефти» пришли к весьма неожиданному решению - объединить оба маршрута в один проект.
Споры о том, какое направление выгоднее для России - в Китай или на побережье Тихого океана, идут не первый год. До недавнего времени не вызывало сомнений, что на практике все же будет реализован проект строительства трубопровода Ангарск - Дацин, оператором которого выступает ЮКОС. Согласование документов между российской и китайской сторонами подходит к концу, и предполагалось, что строительство начнется уже в этом году, а закончится в 2005-м. Протяженность нефтепровода должна составить 2250 км, стоимость - около 2 млрд. долл. На первом этапе эксплуатации в Китай будет поставляться 20 млн. тонн нефти в год, а после 2010 года - 30 млн. тонн.
Строительство нефтепровода Ангарск - Находка оценивается в 5,2 млрд. долл., его протяженность составит почти 4 тыс. км, а мощность - 50 млн. тонн нефти в год. Реализация проекта позволяет экспортировать нефть не только в Китай, но и в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, включая и США. Планировалось, что строительство этой трубы начнется в 2004-м, а завершится в 2008 году. В январе конкуренцию проектов неожиданно обострила Япония: в Токио предложили ежедневно закупать 1 млн. баррелей российской нефти в сутки (139 тыс. тонн), что и составляет 50 млн. тонн нефти в год. При этом строительство трубопровода являлось непременным условием соглашения - японцы не хотели, чтобы Россия замыкала поставки на Китай.
Обильный спрос на российскую нефть на востоке поставил проблему недостаточного предложения. Как неоднократно заявляли некоторые эксперты, а затем и официальные источники в лице вице-президента «Транснефти» Сергея Григорьева, в Восточной Сибири на сегодняшний день не добывают того объема нефти, который необходим для загрузки нефтепровода на Находку. А уменьшение мощности трубы с предусмотренных планом 50 млн. тонн делает проект экономически неэффективным.
Тем не менее в российском правительстве взяли тайм-аут до марта, чтобы взвесить оба предложения (что, разумеется, вызвало серьезное беспокойство китайской стороны - ведь до этого казалось, что вопрос строительства магистрали Ангарск - Дацин был решен окончательно еще перед приватизацией «Славнефти»).
Однако поставленные перед трудным геополитическим выбором чиновники Минэнерго вместе с нефтяниками не растерялись. Проявив чудеса предприимчивости, они выработали компромиссное решение - объединить оба направления в один проект и именно в таком виде представить его кабинету министров на рассмотрение.
В протоколе совещания у г-на Юсуфова говорится: «В наибольшей степени интересам государства, социально-экономическому развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока, комплексному освоению минеральных ресурсов отвечает вариант строительства магистральных нефте- и газопроводов в едином технологическом коридоре по маршруту Ангарск - Находка с отводом в Китай на Дацин через Забайкальск». Новым проектом предусматривается, что сначала будет построен участок Ангарск – Чита – Забайкальск - Дацин. Причем проект будет реализован в ранее предусмотренные сроки, так что достигнутые с Китаем договоренности нарушаться не будут. Что же касается второго этапа проекта, то он предусматривает строительство участка Ангарск - Находка, однако сроки его реализации пока относятся к более дальней перспективе. Видимо, пока правительство будет искать ответ на вопрос, откуда возьмется нефть на реализацию обоих проектов.
Автор: Дмитрий КОРОБОВ, специально для «В»