Про качество трюкачества

Даже те, кто не очень хорошо знает знаменитый роман “Двенадцать стульев”, наверняка помнят фразу о том, что вся контрабанда делается в Одессе на Малой Арнаутской, и средство для волос “Титаник” с его “радикально черным цветом”. В любые времена наряду с левшами в России было немало разного рода ловкачей. Диапазон подделок был широк: от гнилых сапог и сырого пороха до паршивого керосина и даже... мыла.

7 февр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1306 от 7 февр. 2003

Даже те, кто не очень хорошо знает знаменитый роман “Двенадцать стульев”, наверняка помнят фразу о том, что вся контрабанда делается в Одессе на Малой Арнаутской, и средство для волос “Титаник” с его “радикально черным цветом”. В любые времена наряду с левшами в России было немало разного рода ловкачей. Диапазон подделок был широк: от гнилых сапог и сырого пороха до паршивого керосина и даже... мыла.

БОТИНКИ С БУМАЖНОЙ ПОДОШВОЙ

Предупреждение из владивостокской газеты столетней давности: “Ввиду появившихся за последнее время многочисленных подделок и подражаний нашего глицеро-вазелинового мыла “Молодость” покорнейше просим публику обращать внимание на № 1017 разрешения врачебного управления и на фирму “А. Сиу и Ко”. Этикет утвержден Департаментом торговли и мануфактур. Подделки будут преследоваться законом”.

Справедливости ради отметим, что в те времена плохими продуктами и “нарушением правил их продажи”, как выразились бы сейчас, грешили во Владивостоке в основном жители соседних стран. В описании города, относящемся еще к 1866 году, говорилось: “От двух-трех торгующих в нем русских и иностранных купцов судно получало и необходимые европейские товары, но за хорошие их качества ручаться было нельзя, так как товары, доставляемые иностранцами в порта наши на Тихом океане, были большею частью аукционный брак, скупленный в Шанхае и Сан-Франциско”.

Не менее актуальна заметка из газеты “Владивосток” 1893 года: “Поразительно дешево продается у наших китайцев-торговцев обувь китайского, на манер варшавского, производства. За целковый с небольшим можно купить ботинки, но через два дня они начнут расползаться, а много через неделю о них уже и помину не останется. Вся подошва ботинок бумажная, и только сверху на нее приклеена пленка кожи. Кроме того, в продаже имеется детская обувь с бумажными подборами и подошвами. От такой дешевизны более всего терпит бедный люд, т.к., еле сводя концы с концами, естественно принужден бывает гнаться за дешевыми. Кроме обуви еще много таких же “доброкачественных” товаров у тех же торговцев”.

ЯПОНСКАЯ «СМИРНОВКА»

Естественно, что первое место среди разного рода суррогатов всегда занимали напитки горячительные. Век назад в местных газетах регулярно появлялось предостережение: “Прогрессивно увеличивающийся спрос на впервые выпущенные товариществом “Н. Л. Шустов с сыновьями” настойки и ликеры: яблочную, нежинскую на коньяке, ежевику, красную-клюквенную, нектарин (белая смородина), уральскую бруснику, крымский дюшес, белую сливу и другие ВЫЗВАЛ ПОДРАЖАНИЯ”. То есть вполне можно было приобрести и подделку. Чему свидетельством - такое вот сообщение из газеты “Дальний Восток” 1899 года: “Местное пиво было выпущено к празднику, говорят, неудовлетворительного достоинства. Несколько лиц после употребления пива заболели острыми желудочными болезнями”.

Свои умельцы по части подделок алкоголя нашлись и в Японии, о чем можно было прочитать в газете “Дальний Восток” в апреле 1901 года: “В простоте душевной русский человек всегда был того мнения, что такой несокрушимый столп, как Петр Смирнов, человек, бесспорно, русский, и изделия его, несомненно, плоды чисто российского гения. Увы, оказывается, подменяют даже и Петра Смирнова, подкапываются даже и под такие капитальные устои нашей экономической жизни. Нам только что доставлена бутылка “смирновки”, купленной в Японии. Водка, на которую мы смотрим с умилением, как на продукт национального творчества, на деле оказалась чисто японского производства, начиная с ея самой и кончая бутылкой и смирновской этикеткой. Выделывается наша “смирновка” на специальных заводах в Йокогаме и Нагасаки. Есть сорта весьма хорошей выделки (60 коп. бутылка), есть поплоше (50 коп.), есть и совсем плохие. Этикетка подделана в совершенстве; отличить подделку можно только по двум опискам литографа. На поддельной этикетке значится: “в Одесса” и “у Чуионного моста”. Зато все остальное сделано “по надлежащему образцу”, с российскими орлами и заголовком: “Высочайше утвержденное Товарищество Смирнова”. Мы ликуем насчет прогресса русской торговли и не подозреваем, что в этой “смирновке” русским духом и не пахнет”.

По материалам газет из архива Общества изучения Амурского края

Автор: Иван ЕГОРЧЕВ, специально для «В»