Останки династии Романовых уходили через Владивосток, или Алапаевские мученики
О пребывании цесаревича Николая во Владивостоке известно довольно много, большой популярностью пользуется также экскурсия «Романовы во Владивостоке», которая рассказывает о посещении Приморья членами царской семьи. Сегодня речь пойдет о последнем «визите» монаршей династии во Владивосток, если это можно так назвать - отсюда, от наших берегов, увозили часть останков династии Романовых, которые нашел на Урале следователь Н. А. Соколов.
О пребывании цесаревича Николая во Владивостоке известно довольно много, большой популярностью пользуется также экскурсия «Романовы во Владивостоке», которая рассказывает о посещении Приморья членами царской семьи. Сегодня речь пойдет о последнем «визите» монаршей династии во Владивосток, если это можно так назвать - отсюда, от наших берегов, увозили часть останков династии Романовых, которые нашел на Урале следователь Н. А. Соколов.
В один из моих приездов в Москву мне довелось встретиться со следователем по особо важным делам Соловьевым. В разговоре он посетовал на то, что никак не может получить разрешения от эмигрантов на допуск к тем крохам вещественных доказательств, которые в 1920 году были переправлены через Владивосток в Европу и захоронены в одном из тамошних русских эмигрантских храмов. Не смог следователь добиться и разрешения от китайских властей на эксгумацию праха Алапаевских мучеников, преданных пекинской земле. Алапаевскими мучениками называют членов Романовской династии и их приближенных, погибших от рук большевиков во время гражданской войны: родную сестру императрицы великую княгиню Елизавету Федоровну, великого князя Сергея Михайловича, сыновей великого князя Константина Константиновича - Иоанна и Константина, сына великого князя Павла Александровича - графа Владимира Павловича Палея, а также монахиню Марфо-Мариинской обители в Москве Варвару Яковлеву, которая неотлучно находилась при Елизавете Федоровне, а также управляющего двором великого князя Сергея Михайловича - Федора Семеновича Ремеза.
Как их останки попали на Дальний Восток? 8 апреля 1920 г. архиепископ Иннокентий получил телеграмму архиепископа Мефодия о том, что останки Алапаевских мучеников, доставленные отступающими белыми частями, отправлены из Харбина в Пекин. Вначале эту телеграмму вручили послу Кудашеву, который был возмущен тем, что этот вопрос не согласовали с ним. «Посланник тогда же, - писал глава Русской православной миссии в Пекине Иннокентий, - высказался против переправки останков в Пекин и отдал распоряжение задержать вагон с ними в Мукдене, где имеется прекрасный памятник-часовня и откуда легче перевезти гробы в Европу или в другое безопасное место. Но 13 апреля, на третий день Св. Пасхи, пришла телеграмма от игумена Серафима, где он сообщал, что вместе с останками в этот день выезжает из Мукдена в Пекин. Я снова обратился в посольство с запросом, но получил оттуда категорический отказ принять какое-либо участие во встрече и погребении великих князей. Мне ничего другого не оставалось, как уведомить капитана пекинской крепости об ожидаемом прибытии гробов с телами великих князей и погребении их в склепе миссии. Но на следующий день капитан крепости по телефону сообщил мне, что российское посольство не только против встречи, но даже против того, чтобы останки великих князей были внесены в столицу».
В конце концов настойчивость архиепископа Иннокентия увенчалась успехом, и жертвы красного террора были захоронены 16 апреля 1920 г. в Пекине. Останки нашли свой последний приют в специально построенном склепе кладбищенской Свято-Серафимовской церкви, за пределом городской черты. В это время монархические идеи были не очень популярны среди эмиграции. «Я могу безошибочно свидетельствовать, - писал известный деятель эмиграции И. И. Серебренников, - что за десять последующих лет склеп Алапаевских мучеников посетила только одна русская делегация, возложившая венки на их гробы, это была делегация от русской группы войск шаньдунского генерала Чжан-Цзу-чана».
Позднее останки великой княгини и ее верной монахини были отправлены в Иерусалим, где и захоронены. Остальные же так и продолжали лежать в китайской земле. После прихода к власти в Китае последователей марксизма-ленинизма об Алапаевских мучениках окончательно забыли. Тем более что после закрытия Русской миссии в Пекине и передачи ее имущества посольству СССР совсем не было людей, желавших почтить их память. Через некоторое время на месте Серафимовской церквушки появился искусственный водоем, который навсегда скрыл их усыпальницу.
«Могучий поток новой жизни смывает, как будто без следа, все старое. Тем не менее из прошлого можно часто черпать полезные уроки и тем, кто устраивает нашу русскую жизнь сейчас...» Эти строки, звучащие вполне современно, были написаны в 1936 г. членами Общества старожилов г. Харбина. Они взяты в качестве эпиграфа к энциклопедии «Российская эмиграция в Китае», вышедшей в издательстве ДВГУ. Ее автор Амир Хисамутдинов, кандидат исторических наук, более десяти лет занимается эмигрантской темой. В 2000 году вышел его двухтомник «По странам рассеяния. Русские в Китае, Японии, Америке и Австралии» и биобиблиографический словарь «Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке», который содержит более двух тысяч имен.
Амир Хисамутдинов благодаря зарубежным грантам, прежде всего Гавайского университета, смог поработать во многих архивах и библиотеках США, Японии. Среди них Гуверовский институт войны, революции и мира, библиотека конгресса США, Бахметьевский архив русской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета (Нью-Йорк), Калифорнийский университет в Беркли, библиотека им. Гамильтона Гавайского университета и другие. Эти исследования позволили собрать уникальный материал о жизни и деятельности русских эмигрантов, покинувших Россию после Октябрьской революции и рассеявшихся по всему миру. О своих архивных находках, эмигрантских судьбах, американских встречах с соотечественниками Амир Хисамутдинов расскажет на страницах «В» под рубрикой «Русские без России».
Автор: Амип ХИСАМУТДИНОВ, специально для "В"