Валентин СТОНИК: Радуйтесь солнцу и не думайте о биохимии!
Завтра - День российской науки. Праздник появился недавно, в 1999 году, в ознаменование 275-летия со дня основания Петром I Академии наук в России. К Приморью этот праздник имеет самое непосредственное отношение – здесь находится президиум Дальневосточного отделения Российской академии наук с целым рядом научных институтов, входящих в его структуру. Накануне Дня российской науки корреспондент «В» встретился с директором Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН, членом-корреспондентом РАН Валентином Стоником.
Завтра - День российской науки. Праздник появился недавно, в 1999 году, в ознаменование 275-летия со дня основания Петром I Академии наук в России. К Приморью этот праздник имеет самое непосредственное отношение – здесь находится президиум Дальневосточного отделения Российской академии наук с целым рядом научных институтов, входящих в его структуру. Накануне Дня российской науки корреспондент «В» встретился с директором Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН, членом-корреспондентом РАН Валентином Стоником.
- Валентин Аронович, а как в вашем институте будет отмечаться этот праздник?
- Новыми трудовыми успехами! (Улыбается). Особых торжеств мы не планируем. Скорее всего, это будет обычный рабочий день. А формальный повод, чтобы испытать гордость за российскую науку, никому не нужен. Российская академия наук - одна из старейших в мире, у нее крепкие традиции, славная история, ее членами были самые выдающиеся ученые. Я считаю, что именно богатые традиции позволили Академии наук выжить в сложное время реформ.
- Кстати, о традициях: создание Петербургской АН неразрывно связано с именем Ломоносова. Но в последнее время в СМИ появились публикации о том, что он вовсе не был тем гениальным ученым, которого мы знаем из учебников истории и многосерийного кинофильма. Авторы утверждают, что он, учась за границей, всего лишь напитался идеями западных ученых, а вернувшись в Россию, выдал их за свои. Как вы к этому относитесь?
- Я не науковед и даже не стану предполагать, на каких фактах основывались авторы этих утверждений. Но я глубоко уважаю Михаила Васильевича Ломоносова. Его вклад в развитие науки в России переоценить невозможно! Это был первый выдающийся русский ученый, первый член Петербургской академии наук, поразительно разносторонний человек, добившийся успеха в самых разных областях. Как известно, он и оды писал, и атмосферу на Венере открыл.
Что же касается его открытий… В то время информация распространялась медленно – не было журналов, Интернета, регулярных международных симпозиумов. И предостаточно случаев, когда ученые в одно и то же время независимо друг от друга делали одинаковые открытия. Учась за границей, Ломоносов, бесспорно, воспринял передовые идеи того времени, но начетчиком он никогда не был. Мы должны просто гордиться этим человеком, обладавшим уникальными способностями.
- Валентин Аронович, в мае прошлого года вы возглавили ТИБОХ ДВО РАН. Новый человек – это всегда новые идеи и планы…
- В институте я далеко не «новый человек» - работаю здесь уже 33 года. Что же касается планов и идей – наука не стоит на месте, и многое в институте надо менять, но не резко, а постепенно, эволюционным путем. Например, сейчас мы создаем группу, которая будет работать над новым интересным и перспективным направлением – протеомикой. Это наука о всех белках живых организмов. И в институте уже есть оборудование, на котором можно проводить исследования в этой области. Будут внедряться новые методы в области испытаний биологически активных веществ. В институте идет работа над целым рядом новых лекарств, но говорить о них пока рано, поскольку это долговременная работа и результат будет еще не скоро.
И еще: опытные именитые сотрудники института привлекают к работе молодежь – мы должны успеть передать им опыт.
- Всегда задавалась вопросом, почему основной упор при создании лекарств и биоактивных добавок вы делаете на морских беспозвоночных, что за секрет скрыт в этих достаточно примитивных животных?
- Примитивных организмов нет: любое одноклеточное с нашей точки зрения так же сложно, как Вселенная. А повышенное внимание к морским беспозвоночным является следствием того, что биохимическое разнообразие у них гораздо выше, чем у организмов, стоящих на более высокой ступени эволюционного развития. В них больше биологически активных веществ, наличие которых отражает длительность их эволюционного поиска, адаптации к изменяющимся условиям.
Хочу отметить, что создание лекарств – не главное в работе ТИБОХа. Прежде всего мы занимаемся фундаментальными исследованиями и только на основании их результатов получаем возможность создания действительно полезных людям препаратов и технологий.
- Валентин Аронович, некоторые ученые утверждают, что все, включая наши эмоции, – лишь результат биохимических процессов в организме. К примеру, любовь – это лишь выделение морфиноподобных веществ в момент созерцания «привлекательного объекта». А хочется думать, что это великое таинство…
- В проявлении эмоций одинаково участвуют и сознание, и биохимия человека. Уже изучено много веществ, наличие которых в организме напрямую связано с эмоциональным состоянием человека.
- Значит, все-таки можно создать чудо-эликсир, выпив который немедленно почувствуешь себя влюбленным?
- Про такой эликсир я пока не слышал, а вот вещества, вызывающие ощущение покоя, уже созданы – это различные антидепрессанты и транквилизаторы. Кстати, во время войны во Вьетнаме американцы пытались использовать транквилизаторы для того, чтобы лишить чувства страха своих солдат и заставить их выполнять боевые задачи при любых обстоятельствах. Вскоре ученые поняли, что злоупотреблять любыми воздействующими на чувства и эмоции веществами нельзя. Те же антидепрессанты бесценны при лечении психических расстройств, но если человек нормален, он должен получать положительные эмоции естественным путем – радоваться солнцу и пению птиц, любить того, с кем просто хорошо, не задумываясь при этом о биохимических процессах.
Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»