Еда из пробирки

В удачные опыты клонирования живых организмов все еще верится с трудом. А разве не точно так же очень долго не укладывалось в голове, что можно вырастить картофель, которому нипочем колорадский жук, сою с иммунитетом к химическим гербицидам или хлопок с «вмонтированной» в его ДНК способностью вырабатывать вещества, отпугивающие вредителей. 1994-й, когда в США была разрешена продажа трансгенных помидоров с запахом и вкусом свежесорванных, считается годом рождения модифицированных сельскохозяйственных культур.

7 февр. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1306 от 7 февр. 2003

В удачные опыты клонирования живых организмов все еще верится с трудом. А разве не точно так же очень долго не укладывалось в голове, что можно вырастить картофель, которому нипочем колорадский жук, сою с иммунитетом к химическим гербицидам или хлопок с

«вмонтированной» в его ДНК способностью вырабатывать вещества, отпугивающие вредителей. 1994-й, когда в США была разрешена продажа трансгенных помидоров с запахом и вкусом свежесорванных, считается годом рождения модифицированных сельскохозяйственных культур. С того времени при помощи генной инженерии началась буквально революция в сельском хозяйстве развитых стран. Трансгенные культуры стали активно вытеснять с посевных площадей своих «девственных» предшественников. Мировой продовольственный рынок оказался перед фактом интервенции произведенных на основе такого сырья GM-продуктов.

Не надо думать, что на нашем столе нет таких продуктов. Догадываемся мы или нет, но сейчас существенную долю в нашем рационе составляют именно плоды генной инженерии. Причем имеются в виду не только чисто импортные продукты. Излюбленный объект биотехнологии

– соя, а соевые добавки входят в состав сотен готовых продуктов, начиная с колбас, заканчивая шоколадом. Чаще всего местные производители используют добавки, изготовленные отнюдь не из бобов, выращенных на приморских полях. «Родные» сосиски и торты тоже в большинстве своем содержат «довески» из модифицированной сои.

- На международном генетическом конгрессе в 1978 году, общаясь с коллегами в кулуарах, мы мечтали о том, чтобы вырастить такую картофелину, которая бы не уступала по калорийности котлете, - вспоминала как-то доцент курса медицинской генетики Владивостокского государственного медицинского университета, заведующая медико-генетической консультацией краевого клинического Центра охраны материнства и детства Валентина Воронина.

– Мы, конечно, шутили, потому что тогда трудно было предположить, что генная инженерия уже скоро начнет буквально творить чудеса.

Однако прошло совсем немного времени, и понеслось. С помощью генной модификации меняются потребительские свойства продуктов, они делаются более приятными на вкус. А главная цель таких манипуляций - в стремлении придать растениям устойчивость к определенным видам химических веществ и препаратов, способность не поддаваться влиянию мороза и засухи, добиться большего содержания в них белка, сахара, витаминов.

Вредна или безвредна еда, произведенная при участии биотехнологий, наука еще не выяснила. Опыты пока слишком краткосрочны, чтобы можно было предугадать последствия в будущем меню, которое многие называют

«дьявольским». Поэтому два года назад Госсанэпиднадзором России была предпринята попытка честно предупреждать покупателей о том, что они приобретают генетически модифицированные продукты. В 1999 году была введена гигиеническая оценка и государственная регистрация такого продовольствия. Главный санитарный врач страны издал постановление, в соответствии с которым запрещалась «реализация населению пищевой продукции и медицинских препаратов, полученных из генетически модифицированных источников, без соответствующей маркировки потребительской упаковки». Несмотря на однозначность формулировки и на то, что она остается в силе до сих пор, значок GM на упаковках так не появился. Как оказалось, пока невозможно выработать механизм контроля за поступлением на наш рынок таких продуктов. Сами импортеры никакой маркировки на этот счет не делают, а как «вычислить», что именно штамповать, нашим санитарным службам? В центре по контролю импортной продукции Госсанэпиднадзора в Дальневосточном регионе на водном и воздушном транспорте мне объяснили, что таких методик санитарные службы на местах все еще не имеют, есть они пока разве что в центрах Москвы и Санкт-Петербурга.

Судя по тому, что только за последние годы в мире более чем в 20 раз возросли посевные площади под генетически измененными соей, кукурузой, томатами, картофелем, рапсом, их доля в вале импортного продовольствия уже очень существенная.

Получается, что выбор у нас невелик. Но он есть - наш выбор в пользу натуральной пищи, которую поставляют на продовольственный рынок местные фермеры и хозяйства.

Справка

«В»

Трансгенез

- это перенос генов (транс - «через», генез - «перенос»). Из совокупности генов какого-то организма извлекается участок генов, который отвечает, допустим, за устойчивость к высокой или низкой температуре, и присоединяется, как правило, к вирусу, используемому в качестве переносчика. Вирус должен внедриться в другой организм и опять-таки в определенное место встроить свою «ношу». Так культивируются необходимые сельскохозяйственной культуре свойства.

Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»