Сергей Примак: Можно и нужно приручить слушателя…
У каждого города есть своя музыка. Или ее отсутствие. В силу того, что некому исполнять. К счастью, Владивосток может записать в свою визитную карточку название – Тихоокеанский симфонический оркестр. К счастью же, симфонические концерты стали в последнее время обязательной частью недельной афиши культурной жизни города. И это первая задача, которую поставил перед собой Сергей Примак, главный дирижер оркестра, год назад, когда принял решение возглавить Тихоокеанский симфонический. Впрочем, были и другие задачи. О том, как они выполняются, Сергей рассказывает корреспонденту «В».
У каждого города есть своя музыка.
Или ее отсутствие. В силу того, что некому исполнять. К счастью, Владивосток может записать в свою визитную карточку название
К счастью же, симфонические концерты стали в последнее время обязательной частью недельной афиши культурной жизни города.
И это первая задача, которую поставил перед собой Сергей Примак, главный дирижер оркестра, год назад, когда принял решение возглавить Тихоокеанский симфонический. Впрочем, были и другие задачи. О том, как они выполняются, Сергей рассказывает корреспонденту «В».
-
Сергей Петрович, год назад вы не сразу подписали контракт, предложенный управлением культуры администрации Приморского края, поставили несколько условий, одно из которых – техническое оснащение оркестра, в котором не хватало многих инструментов. Что сегодня?- Дело движется. Но очень медленно. Пополнилась духовая группа. Пока все. Это, кстати, повод порассуждать о взаимосвязи духовного и материального. Пока не решены хозяйственные вопросы, трудно поднять высокую творческую планку и удерживать ее.
- Тем не менее вам удалось добиться того, чтобы симфонические концерты давались каждую неделю. Как вам удается жить в столь жестком графике?
- Город должен знать, что в определенный день можно прийти на концерт классической музыки. Это действительно жесткие условия для музыкантов, но именно так можно и нужно
«приручить» слушателя. В этой ситуации очень больной вопрос – аренда зала. Собственного у нас нет. Репетиции в одном месте, концерт – в другом, настоящие мытарства. Пока мы играем в Пушкинском театре. Но позже «переедем» в зал Дома офицеров флота, который весной откроется после ремонта. Уже достигнута договоренность с руководством ТОФ.- Вы предлагаете слушателю определенную творческую программу?
- Оркестр играет музыку разную. Это и популярная классика, и сложные серьезные произведения, и музыка ХХ века. В декабре с успехом прошел концерт, посвященный Гершвину. В планах на февраль
– Прокофьев, Вагнер. Но неправильно думать, что предлагая столь эклектичный «набор», мы упрощаем задачу. Понимаете, слушательская культура формируется гораздо раньше. Странно, но Владивосток в этом плане – некое белое пятно. Почему-то никто не занимался последовательным воспитанием с раннего возраста любителя классической музыки. Не было студенческого абонемента. А ведь это самый благодарный период в жизни человека – знания, в том числе музыкальные, впитываются, формируется некий культурный уровень индивидуума. Между тем во Владивостоке есть вузы, где преподают культурологию. Я решил ликвидировать этот пробел. Сегодня работает студенческий абонемент при Молодежном центре ДВГТУ. Что же касается творческой платформы… Я точно знаю одно: не зов толпы определяет репертуар. Грань – высокое искусство и потребительский спрос – очень тонка. К сожалению, сегодня часто используется формула «спрос рождает предложение».-
Сергей Петрович, современное искусство, даже очень высокое, неразрывно связано с менеджментом. Вы справляетесь?- Увы, но именно мне приходится говорить о менеджменте, хотя в администрации оркестра есть тот, кто должен этим заниматься. Комментировать ситуацию мне сложно. Лучше приведу пример. В начале января мы впервые во Владивостоке исполняли 1-ю симфонию Рахманинова. В зале было
… Стыдно сказать! И я вынужден заниматься организацией концертов, потому что не хочу дирижировать при пустом зале.- В одном из интервью СМИ начальник краевого управления культуры Людмила Преснякова сказала, что театр оперы и балета, о котором в культурной среде дискутируют много лет, преждевременен. А ваше мнение?
- Это действительно так. Дело в том, что театр
– государство в государстве. И музыкального факультета академии искусств, который дает, безусловно, достойную подготовку, мало. Нужен целый штат обслуживающего персонала, костюмы, декорации. Оперное искусство очень затратно, если, конечно, речь идет о качественной опере. Все упирается в финансы, и немалые. Иначе все останется на студийном уровне. Что мы и имеем. Тихоокеанский симфонический оркестр концертирует вместе с театром «Классическая опера», который дает возможность творчества именно оперным солистам. В свое время это явилось хорошей идеей, но она ни во что не переросла.- В прошлом году на фестивале классической музыки
«Дальневосточная весна» только и говорили о высоком уровне Дальневосточного симфонического оркестра. Сравнение было не в вашу пользу. Как вы прокомментируете это?- Я хорошо отношусь к хабаровскому оркестру и маэстро Тицу, в частности. Но по большому счету речь идет прежде всего о хорошем менеджменте. При этом прошу не путать профессиональную организацию концертной деятельности с модным сегодня понятием
«бренд». Когда речь идет об искусстве, вывеска, не подкрепленная реальным содержанием, не пройдет.ДОСЬЕ "В"
Сергей Примак. Исполняет обязанности главного дирижера Тихоокеанского симфонического оркестра с февраля 2002 года. Контракт с управлением культуры администрации края подписал в августе. В 1993 году окончил Новосибирскую консерваторию им. Глинки (класс трубы). С 1989 года занимался в классе оперно-симфонического дирижирования у профессора, народного артиста СССР Арнольда Каца. Работал в Новосибирском театре оперы и балета, Томском академическом симфоническом оркестре, Красноярском академическом симфоническом оркестре. Гастролировал в Испании, Португалии, Италии, Германии, Австрии, Англии, Швейцарии, Польше, Египте.
Жена Светлана - контрабасистка. Сын Сергей учится в школе.
Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»