Перечитали, удивились и прослезились
Газета «Владивосток» уже сообщала своим читателям о краеведческой сенсации. Работая в фондах музея им. В. Арсеньева с первой приморской метрической книгой, датированной 1863 - 1867 гг., куда вошли записи о родившихся, об умерших, о бракосочетавшихся во Владивостокской, Ольгинской, Ханкайской, Посьетской церквах, члены клуба «Родовед» установили, что первенцем поста Владивосток была не Надежда, незаконнорожденная дочь поселки Евдокии Гарелко, как было принято считать все это время, а Елена Подорожкина.
Газета
«Владивосток» уже сообщала своим читателям о краеведческой сенсации. Работая в фондах музея им. В. Арсеньева с первой приморской метрической книгой, датированной 1863 - 1867 гг., куда вошли записи о родившихся, об умерших, о бракосочетавшихся во Владивостокской, Ольгинской, Ханкайской, Посьетской церквах, члены клуба «Родовед» установили, что первенцем поста Владивосток была не Надежда, незаконнорожденная дочь поселки Евдокии Гарелко, как было принято считать все это время, а Елена Подорожкина.- Действительно, Елена родилась в крестьянской семье Павла и Ефимии Подорожкиных в с. Турий Рог 16 мая 1863 года, почти на три месяца раньше Надежды, - комментирует ситуацию главный хранитель музея Нина Керчелаева.
– Однако крестили ее в Успенской церкви Владивостока почему-то в октябре 1864 г. А над Надеждой Гарелко, появившейся на свет 27 сентября, таинство святого крещения совершили уже через два дня, 29 сентября, в той же Успенской церкви, и она попала в список первой. Причем крестили обеих девочек иеромонах Мануил и дьякон Евгений Сизый.Правда, сейчас работников музея и краеведов больше волнует другое. Бесценный фолиант, насчитывающий около 400 листов, в этом году ему исполняется 140 лет, может тихо
«угаснуть».Старые чернила и тушь, которыми велись записи, под воздействием света стремительно и неотвратимо испаряются. Причем, как утверждают специалисты, разрушительная работа солнечных или электрических лучей, которыми напитались чернила, продолжается даже после того, как книгу упрячут в темное место.На знакомство со старой метрической книгой по понятным причинам нам дали лишь несколько минут. Она хранится в деревянном шкафу (ДСП в этом случае совсем не годится), в просторной коробке из толстого картона, оклеенного черной бумагой. Старинная метрика размером с амбарную книгу весит больше килограмма. Под простенькой зеленовато-рябой обложкой на плотных страницах, как на скрижалях судьбы,
– рождение, свадьба, смерть.Многим членам клуба
«Родовед», которому в этом году исполняется 10 лет, эта метрика помогла отыскать не только собственных предков, но также узнать немало неизвестных подробностей из жизни первопоселенцев нынешнего Приморья. Сейчас активисты клуба пытаются спасти музейный раритет. Сначала была идея переписать и переиздать книгу, но здесь есть опасность – могут вкрасться неточности (неразборчивый почерк, разночтения в записях). Тогда решили остановиться на другом варианте – сделать факсимильное издание метрической книги из позапрошлого века. Но все упирается в финансы, а они потребуются немалые. Отзовитесь, меценаты! Конт. тел. клуба «Родовед» 41-39-77.Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»