Как шаги командора

Приближаются выпускные школьные, а затем и вступительные экзамены. Продвинутые ученики, жаждущие объективности, массово готовятся сдавать их в форме компьютерного тестирования.

24 янв. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1298 от 24 янв. 2003

Приближаются выпускные школьные,  а затем и вступительные экзамены. Продвинутые ученики, жаждущие объективности, массово готовятся сдавать их в форме компьютерного тестирования.

Сегодня впору задать учителям или родителям почти революционный вопрос ребром: а твой школьник сдавал репетиционный тест?!

Крайняя острота постановки объясняется просто: большинство вузов края принимают сертификаты по результатам компьютерного тестирования в качестве вступительных экзаменов. Значит, уже сейчас за компьютером будет решаться судьба многих выпускников. И если в этом году выпускники в Приморье еще могут сдавать экзамены традиционно, в обычной аудитории перед ласковым или колким взором преподавателя, то уже в 2005 году все без исключения будут сдавать Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – то есть сразу выпускной и вступительный (два в одном) - в форме компьютерных тестов. Без вариантов.

В этом году в эксперименте по ЕГЭ примут участие 48 регионов России, пока наш край в него не включен. Но 2005 год уже на носу.

И потому ситуация уже кричит: к компьютерному тестированию надо готовить. Потому что тесты – это особая форма всего: формулирования задания, психологического подхода и т.п.

Как обстоит дело во Владивостоке с такого рода подготовкой, рассказывает директор Центра мониторинга качества образования краевого центра Владимир КОРОЧЕНЦЕВ:

- Признаться, мы надеялись, что школьники на зимних каникулах пойдут активнее – ведь у нас можно в качестве тренировки пройти любой из вариантов теста, максимально приближенный к тому, какие предложат уже совсем скоро в качестве централизованного тестирования по всем предметам.

- А что это такое – централизованное тестирование?

- Это и есть “самое главное” тестирование для абитуриентов, результаты которого засчитываются вузами как результаты вступительных экзаменов. Причем проводится оно уже с 10 по 24 апреля. Значит, в это время можно с большой долей вероятности знать – поступил или не поступил. Проходит централизованное тестирование по расписанию, единому для всей страны. Вот и представьте: 10 апреля сотни тысяч школьников сядут за машины сдавать информатику, 11 апреля – географию, 12 апреля – математику и т.д. Конечно, тестирование проводится лишь в специализированных центрах, имеющих договор с Центром тестирования Министерства образования РФ (по имени директора его называют Хлебниковским центром), снабженных всеми необходимыми программами. Таковыми, к примеру, являются наш городской, а также краевой центр мониторинга качества образования при ДВГУ, компьютерные центры филиалов ДВГУ по всему краю.

- Может ли школьник сдать абитуриентский тест несколько раз и выбрать лучший результат?

- Может лишь дважды, причем придется делать это в один день, ведь централизованный экзамен проходит один день. Кстати, по опыту, ребята ненамного улучшают свой результат, если проходят тест с малым промежутком времени – ну разве что на полбалла, а то и меньше. Все-таки тест оказывается достаточно объективной вещью.

- В вашем расписании кроме абитуриентского фигурирует и аттестационное тестирование – что это такое?

- А то, что школьники выпускных - 9-х и 11-х классов - могут сдать выпускные экзамены опять же в форме компьютерного тестирования. Правда, засчитывать или нет их результаты, решает школа. Но по опыту все школы Приморья признают эти сертификаты.

- Тестирование, конечно же, не бесплатно?

- Да, и цена складывается в том числе из цен на тесты и программное обеспечение, которое мы покупаем у авторов. За один репетиционный тест школьник платит 50 рублей. Сколько будет стоить тест во время централизованного тестирования, за который будет выдаваться сертификат, пока точно неизвестно, в прошлом году сумма составляла 100 рублей.

- Владимир Владимирович, что представляет собой тест?

- В качестве тренировки мы предлагаем несколько их вариантов, поскольку по стране в ходу тесты как Центра тестирования Министерства образования РФ (Хлебниковского), так и Центра гуманитарных технологий при МГУ. Наши выпускники, для того чтобы поступить в вузы края, могут сдавать как Хлебниковские тесты, так и тесты центра при МГУ. Именно этот центр стал автором тестов для единого госэкзамена, которые будут сдавать в тех самых 48 регионах, где идет эксперимент по ЕГЭ. Так что мы предлагаем ребятам попробовать пройти и те, и другие.

Тесты несколько различаются, но общий принцип – один. Каждый состоит из трех частей. Первая, самая легкая, представляет собой вопрос и четыре варианта ответа, из которых надо лишь выбрать правильный. Вторая - сложнее, предполагает вставить в формулировку слово, понятие, цифру. Самая сложная – третья часть: здесь поощряются целые творческие, научные, теоретические работы, сочинения, расчеты.

- Насколько успешно сдают тесты учителя края и города?

- Признаться, учителя не торопятся проходить тестирование. И хотя мы регулярно приглашаем целые потоки педагогов, проходящих повышение квалификации во Владивостоке, они предпочитают лишь знакомиться с заданиями. Правда, пятеро учителей физики недавно согласились пройти тест один на всех – показали нормальный результат.

- А если все же у ребят нет возможности проходить в качестве репетиций компьютерное тестирование? Все же это недешево…

- Тогда хотя бы рекомендую покупать специально издаваемые книжечки тестов с ответами, которые издает Хлебниковский центр, и заниматься, решать по ним. Продаются они в “Дальтесте” при Дальрыбвтузе.

* * *

Единый государственный экзамен, который будет введен по всей стране в 2005 году, позволит сдавать экзамены лишь один раз – они будут и выпускные, и вступительные одновременно. Сертификат с результатом школьник имеет право направить в любой из вузов страны и, не выезжая из родного дома, участвовать в конкурсе на студенческое место.

В декабре почти 600 школьников десятых классов Владивостока прошли компьютерное тестирование, организованное комитетом по образованию городской администрации и ДВГУ. Результаты оказались чуть хуже, чем в среднем по стране. Учителя отмечали, что тесты довольно сложные, но больше всего ставили в тупик именно непривычные формулировки.