Наше пиво было лучшим в России
Уже никто не скажет, в каком году во Владивостоке была выпита первая кружка пива, но в архивах осталось немало любопытных фактов о тех, кто варил в нашем городе первоклассное пиво.
Уже никто не скажет, в каком году во Владивостоке была выпита первая кружка пива, но в архивах осталось немало любопытных фактов о тех, кто варил в нашем городе первоклассное пиво.
Владивостоку едва минуло двадцать пять лет, когда купец И. И. Галецкий построил пивоваренный завод на Первой Речке. Хотя хозяин и был большим любителем пенящегося напитка, дело у него почему-то не заладилось, и он перепродал предприятие купцу Я. Л. Семенову. Но и Яков Лазаревич не осилил нового занятия и, как только подвернулся подходящий клиент, предложивший взять пивоварню в аренду, сразу же передал дело ему. Новым предпринимателем оказался баварец Адольф Рик, знавший толк и в пиве, и в его производстве. За короткий срок он успел поставить дело на широкую ногу.
Рик выпускал пиво двух сортов: бутылка первого стоила 20 копеек, второго – 15. Всего в 1895 году его завод – на нем трудились восемь человек - выпустил свыше шести тысяч ведер пенящегося напитка. Как свидетельствовали газеты того времени, качество продукта было отменным и нисколько не уступало лучшим образцам европейского пива.
Коммерция тех лет не терпела монополии, и вскоре на Семеновском покосе предприниматель Манаков открыл второй пивоваренный завод, который получил название Русский. Позавидовав успехам соседей, Я. Л. Семенов решил попытать счастья еще раз и запустил в работу свою пивоварню.
Город тем временем рос, и с каждым годом в нем все прибавлялось и прибавлялось любителей притягательного напитка. В конце прошлого века на Лазаревской улице в Жариковском овраге купец Ф. И. Ноюкс построил еще один пивоваренный завод производительностью 70 тысяч ведер в год.
Но настоящий пивной бум в городе начался, когда в Голубиной пади заработал завод «Ливония». Его хозяином был купец первой гильдии Федор Петрович Зильгалв, профессионал высочайшего класса. Недаром владивостокцы, выехавшие в Москву или в Петербург, только качали головами, пробуя тамошнее пиво, которое не шло ни в какое сравнение с владивостокским напитком, производившимся на далекой окраине России. Первостатейную роль здесь играл особый «вкус» воды.
По проекту пивоварня Зильгалва была рассчитана на выпуск 100 тысяч ведер хмельного напитка, но уже через два года она почти вдвое перекрыла эту цифру. Любопытен и другой факт: во времена нэпа пивзавод «Ливония» продолжал принадлежать Ф. П. Зильгалву и баловать владивостокцев прекрасным пивом.
Сегодня о былой славе старых владивостокских пивоваров напоминают лишь развалины завода «Ливония» да этикетки от пивных бутылок в частных коллекциях приморцев.
Автор: Амир ХИСАМУТДИНОВ, специально для «В»