Служебный роман
Служебный роман… Для кого-то название бессмертного фильма Эльдара Рязанова. Для кого-то – реальность. Легкий флирт, позволяющий разнообразить жизнь. Или настоящая любовь. Или возможность посудачить (коллектив автоматически становится в наблюдательную позицию). Впрочем, по полочкам все раскладывается позже. А вначале…
Служебный роман… Для кого-то название бессмертного фильма Эльдара Рязанова. Для кого-то – реальность. Легкий флирт, позволяющий разнообразить жизнь. Или настоящая любовь.
Или возможность посудачить (коллектив автоматически становится в наблюдательную позицию). Впрочем, по полочкам все раскладывается позже.
А вначале…
В портфеле «Женского клуба» «В» - еще одна читательская исповедь:
- Я даже не поняла сразу, что это роман… - Вика усмехнулась: - Его так и звали Роман. Ромка… Вернее, я с первой минуты нашего знакомства поняла, что он сыграет какую-то важную роль в моей жизни. Но поначалу казалось - профессиональную. Вузовская среда – особый случай. Кто не знает, лучше не объяснять. С одной стороны, работа. С другой – вся жизнь здесь проходит. Сам растешь, студентов учишь и все такое прочее.
После декретного отпуска я вышла на работу, будто спустилась с другой планеты. Кашки-малашки остались позади. Хотелось чем-то напитываться, жадно читать, говорить.
Я-то филолог по складу, а не только по профессии. Меня представили ему как непосредственному руководителю. Он сразу стал выделять меня. Но не так, как принято, комплиментом или взглядом. Он обрушил на меня всю свою эрудицию, образованность, легкость. Я в жизни своей не встречала человека, который бы так легко цитировал из литературы и истории, знал так много о музыке и кино. Кстати, наши разговоры поначалу только об этом и были. Порой мы пикировались. Тогда только появился фильм Залмана Кинга «Дикая орхидея». Эротическая лента по нынешним меркам невинная. А тогда он счел невозможным появление подобных вещей на экране. Более того, назвал фильм несвойственным русскому менталитету. Сейчас смешно. Я доказывала ему, помнится, что любые стороны человеческой жизни, если они показаны психологически верно, исследуют человеческую душу, нужны и важны. Надо сказать, что ему было свойственно некоторое ханжество. Но я этого не замечала. Повторю, что была просто загипнотизирована его эрудицией. Между прочим, этим его качес
твом восхищались многие женщины. В нем была какая-то несовременность и не то чтобы незащищенность… А некая невписанность в эту жизнь.
Но самое главное, что действовало на людей безотказно, – неподдельный интерес к личности. В разговоре с ним всегда чувствовалось, что он говорит именно с тобой, улавливает движения твоей души. Это касалось каждого, будь то студенты или мы, его коллеги. Кстати, студенты за ним хвостом ходили…
Большинство сюжетов русской классической литературы, как ты помнишь, держится на любви. Незаметно от литературных героев мы перешли к разговорам о человеческих отношениях вообще. Даже в любви он мне признался не совсем обычно, используя одну из своих любимых литературных фигур. Меня это потрясло сильнее, чем если бы было сказано напрямую. Между тем ты-то знаешь, что я вовсе не экзальтированная дурочка. Просто я всегда в жизни пыталась избежать пошлых вещей и отношений. Служебный роман, мне казалось, относится как раз к их числу. Вроде бы некогда и негде больше развлечься…
Я стала задумываться о том, что мы оба не свободны. Семьи, дети. Было бы так разумно прекратить историю в самом начале. Почему мы не остановились? Я не знаю. За него я не могу говорить. Я же… Мне это было необходимо, это чувство придавало смысл всему. Во всяком случае, был период, когда я не могла без него просто жить физически.
У него произошел служебный конфликт, который грозил ему увольнением и, возможно, даже заставил бы его уехать в другой город. От этой мысли мне стало так плохо, что случился сердечный приступ. Мой муж вызвал «скорую», и пока она ехала, я думала, что пропадаю, погибаю, рушится моя семья, мир…
А на работе… Все труднее стало скрывать это от окружающих. Коллеги разделились на два лагеря. Если между нами происходил какой-то конфликт, это становилось темой для разговоров. Коллектив на кафедре был преимущественно женский, одни сочувствовали мне, другие принимали его сторону и переставали на какое-то время со мной общаться. Что интересно, таких было большинство. Порой у меня создавалось ощущение, что жизнь коллектива стала зависеть от наших отношений. Это ведь так интересно – чьи-то чувства. А поскольку мои единомышленники зависели от него как от начальника, случались предательства. Бывало, сказанное мною не в его присутствии он вдруг повторял. Кто-то доносил. Даже моя подруга, которая была в курсе отношений, в конечном счете предала меня. Собственно, это предательство и привело к финалу.
Как-то в разговоре с ней я сказала, что очень логично родить от любимого человека ребенка. Об этом узнал коллектив. И его жена.
Она – разговор особый. В самом начале коллеги «просветили» меня, что у него не все благополучно в семье. Каждый живет своей жизнью, и семья - давно уже союз людей, которым удобно вместе. Безусловно, их связывала дочь. Он и сам не скрывал этого. Вначале, когда наши отношения были очень доверительными, он говорил о том, что в семье нет тепла. И уж во всяком случае, с женой у него нет и никогда не было такого взаимопонимания, как со мной: «Ты родная, ближе у меня нет человека…».
Позже, когда все стало усложняться и когда мы все вернее подходили к вопросу выбора – мы или семьи, он стал закрываться. Все чаще в разговоре появлялась фраза: «Моя жена…» Дальше шло перечисление ее достоинств. Мне казалось, что он убеждает себя в том, что счастлив с ней. Как-то он пригласил меня на спектакль Виктюка «Служанки». Спектакль об освобождении от зависимости... и невозможности сделать это. Одна из служанок ненавидит свою госпожу. Находясь в полном у нее подчинении не только социальном, но и психологическом, она отчаянно выкрикивает в зал: «Мадам добра!», пытаясь убедить зрителя в том, во что не верит сама. Роман от этого выкрика даже вздрогнул. Домой он провожал меня, находясь в крайнем раздражении.
Не буду утомлять тебя подробностями, разрыв произошел. Естественно, встал вопрос, как мы будем дальше жить в одном коллективе с этими же людьми.
Это был самый сложный период для меня. Начались конфликты, на которые он постоянно провоцировал меня, как будто пытаясь оправдать свою несостоятельность. Доходило до того, что он грозил мне увольнением. Лишал премий и даже подал ходатайство о снижении и без того смешной зарплаты. Помнится, моя подруга сказала: «Какую гадость он сделал! Теперь ты будешь поминать его недобрым словом каждый раз, подходя к окошку кассы». Во время одной из ссор Роман сказал, что мы все равно не будем работать вместе, он добьется этого. Я в каком-то отчаянии ответила, что я люблю свою работу и нахожусь на месте. Еще неизвестно, кому придется уйти. В тот момент это было равносильно самоубийству.
...Он уволился по настоянию своей жены. Не так давно меня назначили на его место. Собственно, этим для меня все действительно закончилось. Сейчас я думаю, что грубую фразу «Не гадь там, где живешь» может произнести только тот, кто не был в подобной ситуации. А от нее никто не застрахован. Это во-первых. Во-вторых, есть романы и со счастливым концом. Скорее всего, мы оказались просто не готовы к вспыхнувшему чувству, испугались. Разумеется, все вышесказанное не имеет никакого отношения к тем, кто заводит служебный роман просто из спортивного интереса. Это совсем другая, наверное, по-своему увлекательная история.
По сведениям социологов, в России все более прочное место в отношениях между мужчиной и женщиной занимает роман на рабочем месте. При этом его позволяют себе не только дамские угодники, готовые ухлестывать за первой встречной юбкой, но и вполне серьезные мужчины, имеющие крепкие семьи. Женщины тоже не прочь затеять флирт на производстве. Самое интересное, что служебные связи считаются все более нормальным явлением. Все дело в том, что Россию в последние годы захлестнул офисный бум, который в цивилизованных странах уже давно является данностью. Часто человеку, проводящему большую часть времени в офисе, просто необходимы эмоции, не связанные с профессиональной деятельностью. А свободного времени нет. Часто в одном и том же коллективе развивается несколько романов одновременно, и эта атмосфера является противовесом напряженному производственному ритму. Если бы не последствия...
* * *
Нет общих правил для служебного романа. Разделить ситуации на курортные, служебные и прочие сложно. Что же касается отношений мужчины и женщины по месту работы, есть несколько вопросов, которые надо решить для себя перед тем, как эти отношения начались.
1. Это служебный роман или действительно серьезное чувство? Встречаетесь ли вы только на работе или поддерживаете отношения вне офиса?
2. Скрываете ли вы свою связь от коллег?
3. Что ты знаешь о нем, кроме его достижений по службе или ваших общих производственных проблем?
4. Что для тебя важнее? Эти отношения или твоя работа? Попробуй просчитать, что изменится, если один из вас поменяет место работы?
5. Не стала ли ты жертвой любвеобильного начальника? Если ты попалась на крючок человеку, который считает, что «грех не воспользоваться», и не привык, чтобы ему в чем-то отказывали, будь готова к тому, что отношения непродолжительны и чаще всего чреваты неприятностями. Если ты любовница шефа, не задирай нос перед коллегами и не удивляйся, что тебе не завидуют, а скорее, жалеют.
6. Не стала ли ты жертвой очередного карьериста (если начальница ты)? Любит ли он тебя или твою руководящую должность. И не пытается ли он совместить приятное с полезным?
7. И наконец, если роман закончен, а вы оба по-прежнему работаете вместе, сможешь ли ты выстроить ровные служебные отношения?
КОММЕНТАРИИ ПСИХОЛОГА
Служебный роман в большинстве случаев имеет свое завершение. Существуют три варианта. Первый – самый оптимальный и достойный: оба партнера расстаются по взаимному решению и их дальнейшие отношения остаются ровными и не мешают работе. Второй и третий – конфликтны: в том случае, когда вы инициируете разрыв и когда бросают вас.
Можно ли избежать тяжелых последствий служебного романа? Все зависит от вас.
Если женщина первая идет на разрыв близких отношений, это сильно ранит мужчину. Уязвленное самолюбие сильного пола - мина замедленного действия. В этом случае неважно, по какой причине будет переживать мужчина - из-за неразделенной любви или из-за того, что его оставили. В одиночку он страдать не станет. Если попытки вернуть вас не увенчались успехом, бывший партнер будет тайно или явно мстить. Возможностей и времени у него много, ведь вы вместе работаете.
Не стоит прерывать отношения с мужчиной резко или грубо. Бессмысленно говорить: «Постарайся не встречаться со мной…» Запреты дают обратный эффект. Есть еще один способ ухода – не самый лучший. Полное игнорирование. Если вы будете все время молчать и не реагировать на бывшего поклонника, отрицательные эмоции станут накапливаться прежде всего у вас. Гораздо полезнее найти нужные и, главное, вежливые слова для объяснения своего решения. Идти на разрыв надо постепенно и без раздражения. Это поможет не только сгладить острые углы в возможном конфликте, но и избежать его. В это время не стоит копить ненависть к бывшему любовнику, это принесет больше вреда вам, чем ему. И главное, реакция «острого горя» на потерю любимого человека опасна для здоровья не только психологического (депрессия, невроз и т.д.), но и физического (гипертонический криз, обострение язвы желудка и т.д.)
Если вы – жертва любви, это, конечно, тяжело. Но не воспринимайте разрыв как катастрофу. Подумайте, если мужчина не оценил вас, замечательную, зачем он нужен, бестолковый? Постарайтесь принять ситуацию как есть. Если перетерпеть, все в конце концов наладится. Не стоит выяснять отношения, скандал забирает энергию, которую лучше пустить на продуктивную деятельность. Одновременно скандалить и работать невозможно. И еще: с помощью агрессии абсолютно невозможно достичь положительного результата. Скорее всего, ситуация зайдет в тупик.
Если произошел разрыв в отношениях, не надо думать о том, как его можно было предотвратить. А поиск виновного в данной ситуации только отнимет время. Удерживая, ничего не достигнешь. В тяжелый момент не стоит ни у кого просить совета. Советчик скажет, как поступил бы он в подобной ситуации, но вы – это вы. Самое лучшее - выговориться, может быть, даже малознакомому человеку. Свойства коварного обманщика не стоит переносить на других мужчин. На какое-то время «идентификация» приносит облегчение, но рано или поздно приведет к одиночеству, неврозу.
Помните, отрицательные эмоции приносят не только страдания, но и пользу. Они организуют душевную работу. Ее результат – опыт - поможет справляться с другими проблемами. И еще: прекрасное лекарство от несчастной любви – интенсивная работа. Если человек занят делом, ему некогда страдать.
Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»