«Гайдар как мозговой центр»
У меня есть свой индивидуальный рейтинг для ораторов и авторов книг, который выражается в том, сколько умных мыслей я переношу в свою записную книжку. Должен сказать, что, слушая выступление Егора Гайдара на политсовете СПС, который состоялся недавно в Подмосковье, я пришел к выводу, что его показатель просто зашкаливал в моем представлении об объеме интересной информации и о масштабе мышления этого человека.
У меня есть свой индивидуальный рейтинг для ораторов и авторов книг, который выражается в том, сколько умных мыслей я переношу в свою записную книжку. Должен сказать, что, слушая выступление Егора Гайдара на политсовете СПС, который состоялся недавно в Подмосковье, я пришел к выводу, что его показатель просто зашкаливал в моем представлении об объеме интересной информации и о масштабе мышления этого человека.
Я никогда не был склонен к восторженным оценкам, но, может быть, потому, что давно не слышал и не читал Гайдара, я был приятно удивлен тем, насколько этот человек показал неординарный, острый и часто спорный взгляд на ситуацию в мире и в нашей стране.
Я бы хотел сказать, что прежде всего масштаб видения проблем современного мира, понимание геополитической ситуации XXI века, понимание места в этой ситуации нашей страны, предлагаемые пути решения чрезвычайно острых и болезненных проблем - вот это все и плюс точность и яркость мышления, афористичность речи заставили меня исписать несколько страниц в своем кондуите.
Если говорить о конкретных положениях из его доклада, я бы выделил прежде всего проблемы экономического положения страны и взгляд Гайдара на темпы экономического роста, показателями которых мы часто сами себя убаюкиваем. Он очень ясно показал, что эти темпы скорее связаны с объективными процессами, происходящими в постсоциалистическом пространстве, чем с реальными сдвигами в экономическом развитии России, и назвал причины того, почему все-таки наша экономика продолжает оставаться в состоянии стагнации и что надо сделать для того, чтобы ускорить темпы ее развития.
При этом было важно, что он рассуждал как трезвый политик, не чуждый того, чтобы отдать должное достижениям власти и стараниям улучшить положение россиян вывести нашу страну в перечень цивилизованных стран, которые развиваются прежде всего за счет интеллектуального ресурса. За счет количественных подходов наши экономические, финансовые и социальные проблемы не решить. Нужны прорывы в новых технологиях. Мы живем в постиндустриальном обществе, где очередные стройки века не решают никаких проблем.
Я думаю, что Гайдар очень точно говорит о демографической проблеме России, и, пожалуй, для меня это было самым ярким местом его выступления – именно проблема сохранения нации и сохранения российского общества как неординарной, если так можно выразиться, популяции, живущей на гигантской территории и хранящей в себе самые высокие потенциалы.
Впервые я услышал такие оценки демографического процесса в нашей стране и почувствовал острую тревогу за то, как это будет развиваться дальше. Я убежден в том, что эта проблема должна быть полем глубоких и острых дискуссий в нашем обществе, потому что не все, что сказал Егор Гайдар, сегодня будет воспринято обществом однозначно. Например, когда журналист одной из уважаемых газет позволяет себе сравнивать совет СПС со съездом врачей–гинекологов, поскольку на нем поднимаются проблемы демографии страны, я полагаю, что это большой комплимент в адрес СПС. Потому что любая достойная партия – это «акушерка» будущего. Она принимает роды завтрашней страны.
Решение демографической проблемы лежит, с точки зрения Гайдара, в увеличении темпов миграции населения и ее легализации из стран бывшего Советского Союза и из Китая в Россию. Естественно, это порождает огромные и конфессиональные, и культурные, и экономические вопросы, но то, с какой тревогой говорил об этом докладчик, к сожалению, неадекватно тому, как мы об этом говорим, в частности, в прессе.
Я вспоминаю, как в первом послании Федеральному собранию президентом России Владимиром Путиным как главная была поставлена проблема сохранения России и российского народа как уникального человеческого сообщества, и, к сожалению, после этого я не слышал ни разу столь яркого выступления на эту тему.
Было бы жалко, если бы политики, журналисты не отозвались на это серьезными размышлениями. Можно говорить о том, какими либеральный политик и идеолог Егор Гайдар видит проблему реформирования армии, проблему образования и многие другие проблемы развития российского общества – это действительно плод масштабных, фундаментальных размышлений и исследований.
Для меня прежде всего было важно то, что в либеральном движении России существует идеология правоцентристской направленности, которая суммирует опыт последних 15 лет, причем опыт не только теоретический, но и пропущенный через многократные драмы нашего развития.
На что я еще хотел бы обратить внимание. Это явный прогресс самого Гайдара как человека, который обладает не только фундаментальными познаниями и способностью неординарно и крупномасштабно мыслить, но и познавать мир в его реалиях, это все-таки уже не тот Гайдар, в котором когда–то ощущался явный дефицит как конкретного прагматика и государственного менеджера. Очевидно, что его работа в правительстве и во властных структурах, в парламенте и породила в нем ощущение опыта, и это ощущение поднимает на новую планку его способность стратегически мыслить и предлагать пути для развития страны.
Может быть, мои оценки и покажутся слишком комплиментарными, но мне это позволительно, поскольку я не был поклонником Егора Тимуровича как главы правительства, возможно, потому, что это были самые тяжелые для нашей страны времена, и может быть, как журналист, я острее чувствовал обратную реакцию населения на те шаги, которые делались им и его правительством.
Автор: Эдуард САГАЛАЕВ, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей РФ