К морю не приучены

Почти 12 лет назад, 23 мая 1991 года, в нашей газете впервые прозвучал призыв возродить во Владивостоке и крае рынок свежей морепродукции. На заре рыночной экономики идея выглядела вполне привлекательной и осуществимой.

17 янв. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1294 от 17 янв. 2003

Почти 12 лет назад, 23 мая 1991 года, в нашей газете впервые прозвучал призыв возродить во Владивостоке и крае рынок свежей морепродукции. На заре рыночной экономики идея выглядела вполне привлекательной и осуществимой.

Прибрежное рыболовство еще развивалось, предприятия работали, маломерного флота хватало. “Для реализации выловленных морепродуктов необходим оптовый рынок, для чего следует выделить причал, оборудование для взвешивания продукции, выделки и дробления льда, сортировочные столы и небольшое помещение для финансовых операций, - рассуждал тогда в нашей газете один народный депутат. – Рыболовецкие бригады могут быть не только добытчиками, но и выступать одновременно оптовиками. Они предлагают свой товар, а покупатели (они же торговцы на рынке) договариваются о ценах на партии товара… Торговцы приобретенный товар везут на рыбный рынок, где устанавливаются розничные цены, исходя из спроса на сегодняшний день”… И как пример здесь же вспоминался и некогда знаменитый во Владивостоке рыбный базар - Семеновский ковш.

С тех пор еще несколько раз эта тема звучала в нашей газете. Чуть ли не каждый новый губернатор и градоначальник возвращались к идее возрождения своеобразной визитки края и его столицы

– рыбному рынку. Но… черпались прибрежные воды, извели корюшку, селедку, краба, гребешка, трепанга и прочее. Обыденным делом круглый год стала некогда дефицитная мороженая и копченая красная рыба. А парную и недорогую камбалу, окуня, красноперку по-прежнему купить не так просто.

Не сказать, что не было попыток все же как-то решить эту проблему. Во Владивостоке, на Набережной, даже построили несколько павильонов, в которые поначалу завозили свежую рыбу. Были там замечены и сейнеры местных рыбаков, прямо с борта торговавшие уловом. Но настоящего привоза не получилось. В чем же причина?

Их много разных. Начать хотя бы с того, что, по мнению многих, не очень это прибыльное дело. Потому что за эти годы у нас образовалось несколько десятков больших и малых продовольственных рынков, на которых можно купить все что угодно, в том числе и рыбу, но только не свежую. Торговать окорочками и китайскими фруктами выгоднее. Во-вторых, самой рыбы в прибрежных водах практически не осталось. Чтобы ее поймать, надо изрядно поистратиться не только на солярку, снасти, но и на разрешения, квоты и прочее.

Начальник управления потребительского рынка владивостокской администрации Вадим Валяев рассказал о планах создания муниципального предприятия

– рыбного рынка. Но для этого нужны инвестиции, а строки в бюджете уже второй год так и не удается добиться. Можно пойти по другому пути. Дать возможность заинтересованным предпринимателям самим развивать этот бизнес. И такие предложения рассматриваются. Но при этом прежде всего надо будет решать проблему выделения земли под такие объекты.

Зато с мороженой и прочей рыбой, морепродуктами у нас попроще.

Еще два года назад новый губернатор, вышедший из рыбных предпринимателей, озаботился проблемой доступности рыбных продуктов для своего населения и заговорил о заманчивой программе насыщения продовольственной корзины приморцев недорогими дарами моря. То ли подчиненные его мысль не уловили, то ли отодвинули рыбу на второй план проблемы тепла и коммуналки, но развития старая добрая идея не получила. Из тех, кто все же себе чуть ли не в убыток продолжает реализовывать населению выловленные в дальневосточных морях рыбу и морепродукты по приемлемым ценам, сегодня можно назвать лишь колхоз

“Восток-1” и ТУРНИФ. Уже два года колхозники, как приморозит, ставят свой рыбный павильон напротив здания правления в краевом центре и практически по себестоимости продают довольно приличный ассортимент из своих уловов. Ездит к ним народ со всего города. А наступает тепло – павильон сворачивают. Потому что в неприспособленных помещениях в это время года торговать рыбой нельзя.

Турнифовцы тоже занимаются подобной благотворительностью. Только делают это несколько иначе. Они периодически загружают рефки рыбой и устраивают ее раздачу малоимущим, ветеранам и пенсионерам во Владивостоке.

Могут возразить: мы не китайцы и не японцы, которые традиционно приучены к морской пище и имеют вековые традиции ее употребления. Но кто сказал, что мы к хорошему быстро не привыкнем? Уверен, реализовали бы идею рыбного привоза еще десять лет назад

– и мы были бы рыбными гурманами.

В общем, надежды на то, что появится в нашем рыбном крае привычный для других подобных регионов атрибут

– рыбный привоз, мало. Правда, как стало известно от сотрудников краевого комитета рыбного хозяйства, в феврале к нам вновь приедут японцы из префектуры Фукуи, которые уже рассматривали предложение совместно организовать в рыбном порту Владивостока оптовый рыбный рынок. Мы напишем, что из этого выйдет.