На Хоккайдо – с тройкой лошадей!
Общество изучения Амурского края провело во Владивостоке семинар “Дальневосточная Россия и Япония: взаимные диаспоры”, целью которого стала попытка объединения усилий всех ведущих японоведов Владивостока вокруг темы японской диаспоры. Специалисты собрались, чтобы рассказать, кто были и чем занимались эти люди, выбравшие на жительство чужую страну, каковы их судьбы, какой вклад они внесли в развитие отношений Японии и России.
Общество изучения Амурского края провело во Владивостоке семинар “Дальневосточная Россия и Япония: взаимные диаспоры”, целью которого стала попытка объединения усилий всех ведущих японоведов Владивостока вокруг темы японской диаспоры. Специалисты собрались, чтобы рассказать, кто были и чем занимались эти люди, выбравшие на жительство чужую страну, каковы их судьбы, какой вклад они внесли в развитие отношений Японии и России.
ЛЕСОРУБЫ И ПЛОТНИК
Первые японцы, появившиеся в только что народившемся посту Владивосток в 60-е годы позапрошлого века, - два жителя Хакодате. Они устроились боями на немецкие китобойные суда, но, не выдержав жестокого обращения, бежали. Обоих доставили во Владивосток под конвоем. На родину вернуться они не могли и потому стали рубить дубы на прибрежных сопках и продавать дрова.
Первые японские предприниматели начали селиться во Владивостоке почти 10 лет спустя. Житель Нагасаки по фамилии Арита примерно в конце 70-х годов позапрошлого века открыл в городе японское коммерческое агентство. Здание, в котором располагалось это агентство, стало первым, построенным японцами. Оно сохранилось и по сию пору. Это деревянное строение, находящееся на улице Адмирала Фокина, рядом с бывшим японским консульством. Сегодня в нем располагается “Общество “Мечников”.
Примерно в это же время генерал-губернатор Хоккайдо Киётака Курода также обратил свои взгляды на Владивосток. Делегация этого острова на военном судне прибыла в город и привезла выставку японских товаров. В основном это были овощи и фрукты. Из Владивостока губернатор вывез сани и тройку лошадей: суровый климат Хоккайдо резко отличается от других японских островов, вот и решил он прибегнуть к русскому опыту.
НОЧНЫЕ БАБОЧКИ И КУПЦЫ
В 80-е годы XIX века поток японцев из района Нагасаки хлынул во Владивосток. Первыми поехали девушки – в публичные дома (эти заведения, между прочим, существовали во Владивостоке буквально до середины 20-х годов прошлого века). Следом через море поехали швеи, парикмахеры, ювелиры – словом, сфера обслуживания жриц любви. Публичных домов во Владивостоке было достаточно много, это следует из отчетов местной жандармерии и японского консульства во Владивостоке. Несколько зданий, в которых они располагались, можно увидеть во дворах старого города - на улице Адмирала Фокина, на Семеновской, в бывшем Косом переулке – на улице Мордовцева…
В 90-е годы к нам потянулись молодые японцы-предприниматели. Многие из них - Хориэ, Сэноо, Тани, Ота - стали самыми богатыми японцами во Владивостоке. Приехав приказчиками в японские лавки, они очень быстро осваивались в городе, выкупали паи и начинали самостоятельную деятельность: строили здания и открывали магазины. На улице Алеутской над железнодорожной веткой стоит кирпичное здание, ныне принадлежащее ДВГТУ. Когда-то в нем располагались сразу три японских магазина: Сэноо, Хориэ, Ота.
БИЗНЕСМЕНЫ И СВЯЩЕННИКИ
Японцы селились во Владивостоке кучно, в основном в центре: Миллионка, Светланская, Алеутская. Диаспора играла значительную роль в жизни города. В 1903 году из 281 предприятия во Владивостоке (без учета торговых и транспортных) 92 принадлежало японцам. Накануне русско-японской войны во Владивостоке было 3000 японцев, 54 японских магазина, несколько очень крупных контор – например, экспортно-импортная контора Кёсин Ёко (ей принадлежало здание по Алеутской, 26 – сегодня там мужская парикмахерская) или фирма Сугиура Кайся (располагалась в здании на улице Адмирала Фокина, 23.
В 1905 году при создании “Общества японцев, проживающих во Владивостоке”, выяснилось, что гражданские японцы занимались в нашем городе торговой, медицинской, научной деятельностью, имели гостиничный, ювелирный, швейный и фотобизнес.… Они приезжали сюда с женами и детьми. Соответственно, потребовались японская школа, газета, церковь.… Первоначально здание японской молельни располагалось на улице Семеновской, 19, там же были первые школьные классы. Затем приблизительно в районе бывшего ресторана “Коралл” построили добротный двухэтажный дом – японскую школу. В лучшие времена там училось более 150 детей. Со строительством каменного храма все обстояло гораздо сложнее. Получить разрешение на строительство храма никак не представлялось возможным - возражала православная церковь. Затем началась первая мировая война, в которой Япония выступала союзником России. Этот факт сыграл положительную роль, и городские власти дали добро на строительство. Был построен деревянный храм, но дальше дело не пошло – помешала революция. Сегодня на месте храма стоит памятный знак (на улице Октябрьской, рядом с поликлиникой УВД).
Революция и последующая интервенция внесли коррективы не только в строительство храма. В 1922 году большинство японцев покинуло Владивосток. Закрылась школа. Газета “Урадзио-Ниппо” стала издаваться нерегулярно. Россия и ее форпост на Дальнем Востоке вступали в новый виток истории - без японцев...
Автор: Зоя МОРГУН, кандидат исторических наук, Восточный институт ДВГУ, специально для «В»