Искусство наций

Выставка под названием «Искусство наций» проходит в эти дни в Москве в зале Дома художников на Крымском Валу. В масштабной культурной акции приняли участие все страны бывшего Советского Союза (кроме Прибалтики). В числе участников - приморский художник, мэтр, академик Кирилл Иванович Шебеко.

14 янв. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1291 от 14 янв. 2003
Выставка под названием «Искусство наций» проходит в эти дни в Москве в зале Дома художников на Крымском Валу. В масштабной культурной акции приняли участие все страны бывшего Советского Союза (кроме Прибалтики). В числе участников - приморский художник, мэтр, академик Кирилл Иванович Шебеко.

На самом деле заметку следовало бы начать прямо с его имени – ведь нашему читателю важны в первую очередь события местные. Но значимость события в данном случае иллюстрирует масштаб личности приморского художника, который продолжает оставаться одним из самых состоятельных в творческом плане. А «Искусство наций» - событие, которое трудно приуменьшить. 12 республик, Россия в их числе, представили современную живопись. Таким образом, Международная конфедерация союзов художников, созданная в 1992 году, перешла ко второму десятилетию своей жизни. Кирилл Иванович, только что вернувшийся с выставки, считает, что это десятилетие будет обязательно лучше, чем предыдущее. Все возвращается на круги своя. Перестройка и постперестроечный период все же заставили творческие союзы перейти на рыночные рельсы. К слову, первый за 10 лет вернисаж был организован безупречно, в том числе издан полный, замечательно оформленный каталог. Понятно, что деньги были задействованы не только бюджетные. Во вступительной статье кроме прочих есть главный вопрос: как повернулись за эти необычайные годы судьбы искусства? Непросто. От полного разрушения прежней системы до обретения надежд и понимания – надо жить, искусство не может не быть. И выставка – лишь подтверждение тому. Впрочем, этот постулат сформулирован в том же каталоге: «Надо ясно понимать следующее. Можно говорить о каком угодно искусстве. И можно попытаться как-то влиять на него, хотя бы, к примеру, расставляя «отметки» сколь угодно большому количеству «сочинителей» от имени любой корпорации авгуров. Все это будут, по преимуществу, цеховые коллизии, в своей значимости не сравнимые с социальной ситуацией предъявления художественных ценностей на открытой публичной выставке и на рынке. Ибо работа художника при этом напрямую включается в процессы формирования «климата ценностей» современного общества, в том числе и его материальных предпочтений». Грустно, но в этот контекст вписался художник-шестидесятник Кирилл Шебеко единолично, Приморский союз художников представляет собой иную картину – удручающего развала.