Олег Митяев: Самое главное - уметь радоваться жизни

Есть песни, которые сразу нравятся и которые все поют. Кроме того, Олег Митяев снимался в фильмах «Игра с неизвестным», «Сафари номер шесть», «Убийца». В 1992 году в постановке театра им. Моссовета «Большой Владимир» сыграл роль Владимира Маяковского. Больше двадцати лет исполняет песни на собственные стихи и музыку. Некоторые из них известны как «народные»: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Соседка», «С добрым утром, любимая», «Француженка», «Крепитесь, люди, скоро лето», «Лето - это маленькая жизнь», «Давай с тобой поговорим»...

10 янв. 2003 Электронная версия газеты "Владивосток" №1290 от 10 янв. 2003

Есть песни, которые сразу нравятся и которые все поют. Кроме того, Олег Митяев снимался в фильмах «Игра с неизвестным», «Сафари номер шесть», «Убийца». В 1992 году в постановке театра им. Моссовета «Большой Владимир» сыграл роль Владимира Маяковского. Больше двадцати лет исполняет песни на собственные стихи и музыку. Некоторые из них известны как «народные»: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Соседка», «С добрым утром, любимая», «Француженка», «Крепитесь, люди, скоро лето», «Лето - это маленькая жизнь», «Давай с тобой поговорим»...

Его жизнь так же разнообразна, как и его песни. Служил матросом, работал тренером по плаванию, был преподавателем в институте, потом завклубом, в 90-х окончил второй институт - ГИТИС. По его словам, он ничего не делает: почитывает, встречается с друзьями, рассуждает на всякие темы, и в результате могут появиться какие-то три песенки.

- Очень многие пишущие люди перебрали массу профессий. Да и не только пишущие. Просто это обычная, как оказалось, история в этой жизни: найти себя. Кем быть? Это самый главный вопрос в жизни. И люди, бывает, мучаются всю жизнь и умирают, не узнав, не найдя себя в ней. Правда, бывают счастливчики, которые уже на середине жизни или хотя бы к ее концу определяют, к чему они способны. Очень долго можно в себя вглядываться, прислушиваться к каким-то приметам. Не знаю, как это получилось, но мне, наверное, повезло. Я перебрал массу профессий, но судьба все-таки меня вывела на то, чем я занимаюсь сейчас, - пишу песни. Я не особо пробовал прозу, потому что здесь очень трудно справиться с формой, не имея писательского опыта. Да и времени для этого нет. Может быть, судьба так распоряжается...

- Ваши песни очень добрые. Вы соответствуете своему имиджу доброго человека?

- Когда я учился в монтажном техникуме, ухаживал за девушкой, и вахтерша общежития определила меня как очень бандитского вида человека. Так что у меня сложилось впечатление, что я внешне выгляжу не очень привлекательным.

- Вы счастливый человек?

- Наверное, да, хотя и боюсь об этом говорить. Мне всегда хватало денег, всегда хватало внимания. Счастье - это ведь внутреннее ощущение. Где-то я прочитал, что человек должен радоваться. Это главный показатель того, что он на правильном пути, что у него все нормально. Это самое главное. Я почему-то всегда радуюсь жизни, и из меня это очень сложно вытравить.

Когда мы разгружали вагоны с картошкой и свеклой во время учебы в институте физкультуры, я останавливался и видел между ящиками садящееся солнце, и рябину, и туман - и был счастлив. Я стоял грязный, с дурацкой улыбкой и наслаждался этим закатом. Этого у нас никто отнять не может, даже если нас кто-то разлюбил, если случилось горе. Когда утром выходишь на какое-то озеро, где нет никого, и видишь эту абсолютно “бесплатную” красоту, то жалеешь спящих в это время людей... Она остается с нами всегда.

- Утро, озеро... Вы “жаворонок”?

- Я “сурок”, потому что сплю всегда и везде. Но в нашей отрицательной части профессии, когда утром тебя поднимают на самолет, на поезд и ты должен ехать, есть положительная черта. У тебя появляется возможность увидеть рассвет, ночные “то взлет, то посадка”...

- Вы говорите, что вам всегда хватало денег. Вы не жадный по жизни? Когда появляются деньги, вы их экономите, копите или легко расстаетесь?

- Я их не считаю, потому что они приходят и уходят. Но, наверное, неправильно так говорить, кому-то не очень приятно будет это слушать. Потому что у многих денег просто нет и считать нечего.

- Билетерши, например, получают 400 рублей. Вам жалко этих людей?

- О чем вы говорите! И билетерши, и металлурги, и космонавты, и кто угодно получают гроши. Но невзирая на то, что жалко многих, если бы мне доверили распределять деньги, прежде всего я бы их отдал преподавателям. Потому что, если мы этого не сделаем, у нас не будет никаких перспектив. Это первый шаг, о котором мы должны заботиться, если думаем о будущем. Сейчас работают те, кто остался, - или самые никудышные, или очень преданные и порядочные. Мы должны провести огромный конкурс по всей стране и выбрать самых лучших людей, и платить им большие деньги, чтобы они занимались воспитанием и образованием.

- У вас сколько детей?

- Ой, у меня детей уже много - четверо. Младшей будет три, старшему - двадцать два.

- Понимание есть?

- Нет, и я очень расстраиваюсь по этому поводу. С младшими мы понимаем друг друга. А когда человек вырастает... это так сложно. Единственное успокаивает, что это вечная проблема. Вот старший сын женился, просто сказал мне: я женюсь 26 октября. Я думал: “Как же так, не спросил отца, не посоветовался”. Я был очень этим возмущен, несколько дней уговаривал себя все это понять...

- Надо принять, полюбить, про это песню написать, как вы переживаете...

- К счастью, я никогда не выбирал темы. Все как-то само происходит. Может быть, это банально, но это от меня не зависит. Можно сидеть неделю, писать - и ничего. И когда думал, что эти слова сложить невозможно, здесь ничего не получится, вдруг открывается какой-то коридор после 6-10-часового размышления - и все становится на свои места. И тогда думаешь: “Ты тут ни при чем”.

- Как относитесь к тому, что ваши песни исполняют другие?

- Каждый певец имеет право на свою интерпретацию, а слушатели разберутся: что им больше понравится, то и будут слушать. Песня ведь чем хороша — ты ее отдал, а она у тебя все равно остается. Я сам с удовольствием пою песни, которые мне нравятся, например Визбора. Но я не пою песен Высоцкого, хотя очень нравится, как он поет, но лучше я не могу.

- Известно, что вы большой любитель анекдотов. Больше нравится слушать или рассказывать?

- Нравится и рассказывать, и слушать. Это же гениальные мысли народа в сжатом виде. Причем короткий или длинный анекдот — не имеет значения, важно, как выражена мысль и что в конце — четкая точка.

- Вы ведете светскую жизнь?

- Такую жизнь я веду нерегулярно, потому что редко бываю в Москве. С другой стороны, не могу иногда отказаться ночью с мигалкой промчаться по столице черт знает куда с очень известными людьми.

- Например...

- Никаких примеров приводить не буду. Залезть на крышу и посмотреть на Москву - это бывает, и я этому очень рад. Но все-таки, видимо, сказывается возраст, уже хочется сидеть на даче, пописывать и почитывать... Я снимаю дачу.

- Можете ли предсказать судьбу новой песни? Станет ли она «народной»?

- С возрастом и образованием самого автора меняется взгляд на народные песни. Заранее сказать, какая песня получится, какая нет, конечно, нельзя. Да и не мне решать, какая песня стала народной, какая нет. Но даже если хоть одну называют, этого уже достаточно, чтобы быть радостным. Мне приятно писать песни, для меня это не тяжкий труд. Но если это еще кому-то нравится, это вообще замечательно.

Автор: Татьяна ДРАГНЫШ, Елена ВАСИЛЕВСКАЯ («Телеглаз» - «Владивосток»)