Горал Беня оказался редким козлом

Горал – почти коза. По своему внешнему виду эта горная антилопа чертовски напоминает нашу домашнюю дерезу. Разве что окрас побледнее, шкурка попушистее, выправка поспортивнее да рожки поострее.

31 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1288 от 31 дек. 2002

Горал – почти коза. По своему внешнему виду эта горная антилопа чертовски напоминает нашу домашнюю дерезу. Разве что окрас побледнее, шкурка попушистее, выправка поспортивнее да рожки поострее.

Свое название эта дикая коза получила, скорее всего, от слова «гора». Скачет она по нашим труднодоступным сопкам Сихотэ-Алиня, и поймать ее голыми руками крайне сложно – можно запросто сорваться в бездну с горного уступа. Зато горал очень любопытен и верит в свою недосягаемость. Иначе зачем ему выходить на гребень горы и, как бы издеваясь, наблюдать за людьми, копошащимися внизу. А те нет-нет да и пальнут из карабина по надменной козочке. Вот так и извели чуть ли не всех остророгих. Стал горал редким животным, и осталось их теперь в Приморье всего две-три сотни, да и те занесены уже в Красную книгу России.

Самая большая популяция горалов живет теперь под охраной закона в Лазовском заповеднике. Кстати, именно там впервые удачно закончились опыты по разведению этого уникального животного в неволе. А все началось еще в конце 70-х годов с крошечного козленка по кличке Беня. Его взял в полон один из сотрудников заповедника, когда малышу было дня два от роду. Попадись Беня на глаза человеку на денек-другой позже, и вряд ли его можно было бы поймать на отвесных уступах горы. Почерпнул бы у своих сородичей прыти - и ищи ветра в горах...

Первое время жил Беня на вольном выпасе и слонялся целыми днями по окрестностям села Киевка, где в то время находилась контора Лазовского заповедника. Бывало, нашкодит в каком-нибудь огороде, ловят его, да попробуй угонись за прыткой бестией. Да еще так боднет, что запросто может нанести увечье своими острыми как мечи рогами. Стали жаловаться киевляне и киевлянки на Беню руководству заповедника: мол, изолируйте от посягательств козла на частную собственность. Приняли волевое решение - устроили Бене просторную вольеру, чтоб не чинил неудобств людям своим недостойным поведением.

Вот тут и возникла идея: а не попробовать ли разводить горалов в неволе? До того уже были подобные опыты, но заканчивались они безуспешно. А тут такой шанс. Почему не попробовать. С большим трудом отловили для Бени подружку - молоденькую самочку.

Надо сказать, что Беня, как и все нормальные мужики, был неравнодушен к слабому полу. Не дай бог, у какой-нибудь женщины случатся критические дни. Беня - тут как тут. Чует шельма. Решили ученые, что с потенцией у козла все в порядке. Стали ждать, когда он обратит внимание на свою подружку. А тот все никак не может сподобиться. Уже было подумали, что не дождаться им приплода от редких животных – правы были скептики, не размножаются горалы в неволе. Но тут попали к ученым заповедника еще несколько особей краснокнижных рогоносцев. И они дали-таки приплод. А Беня все никак...

Выяснилось, для того, чтобы горал стал полноценным мужчиной, ему нужно своими глазами на примере родителей увидеть всю козлячью камасутру. Выходит, что Беня не успел изучить премудрости половой жизни, а его младшие коллеги, пойманные после, уже понасмотрелись такого... Вот так наша наука с большими трудностями в очередной раз доказала всему миру, что она самая передовая, даже в таком безнадежном предприятии, как размножение редких козлов.

К сожалению, успех закрепить не удалось, и в перестроечные 80-е из-за недостатка финансирования опыты пришлось прекратить, а горалы были отправлены в зоопарки страны. Уехал и бездетный Беня. Он так и не стал настоящим мужчиной...

P.S. Мужики, не будьте такими козлами, как Беня, - плодитесь и размножайтесь! Даже в неволе...

Автор: Александр АЛЕКСЕЕВ, «Владивосток»