Ваш партнер на всю жизнь
На днях исполняется полгода с момента создания Единой пенсионной службы Приморья. В исторических масштабах существования государственных органов социальной защиты населения – срок, конечно, небольшой. Однако изменения, которые произошли за эти шесть месяцев, позволяют говорить о формировании совершенно нового подхода в деле пенсионного обеспечения жителей края. Отрадно, что уникальный опыт работы приморских “пенсионщиков” уже внедряется и в других субъектах Федерации.
На днях исполняется полгода с момента создания Единой пенсионной службы Приморья. В исторических масштабах существования государственных органов социальной защиты населения – срок, конечно, небольшой. Однако изменения, которые произошли за эти шесть месяцев, позволяют говорить о формировании совершенно нового подхода в деле пенсионного обеспечения жителей края. Отрадно, что уникальный опыт работы приморских “пенсионщиков” уже внедряется и в других субъектах Федерации.
Единая пенсионная служба Приморья была представлена общественности 17 июня 2002 года. На публичной презентации новой структуры председатель правления Пенсионного фонда России (ПФР) Михаил Зурабов, прибывший из Москвы, представил основные цели и задачи Приморского отделения.
Возникла Единая пенсионная служба не на пустом месте. Еще год назад в Приморье, как и в других субъектах Федерации, существовали две независимые друг от друга службы, призванные заниматься социальной поддержкой населения: региональные отделения Пенсионного фонда и управления соцзащиты. Сфера их ответственности была практически идентичной, однако подчинение они имели разное – Приморское отделение ПФР являлось федеральной структурой, а органы социальной защиты носили статус муниципальных учреждений. В итоге получалось, что правая рука не знала, чем занималась левая, а управленческий аппарат дублировал друг друга. Но самое главное, такая двойственность была неудобна самим гражданам. Для того чтобы оформить пенсию, человеку приходилось обращаться в одну инстанцию, для перерасчета – в другую, а на получение документов – в третью. Если учесть, что у каждого из этих кабинетов образовывалась очередь, можно только представить, сколько времени требовалось для решения вопросов.
Путевку в жизнь созданию службы дала пенсионная реформа, которая стартовала в России с принятием ряда новых федеральных законов. Государство начало переходить на принятые в большинстве цивилизованных стран стандарты социальной поддержки пожилых людей, когда размер пенсий в большей степени, чем ранее, учитывает уровень зарплаты работающего и инфляционный фактор. Для проведения преобразований требовались в первую очередь строгая систематичность и единые подходы к решению проблем незащищенных слоев населения. Потому и была создана Единая пенсионная служба, объединившая процесс назначения пенсий, их перерасчет с выплатой, а также оказание материальной помощи тем, кто в ней нуждается.
Конечно же, передача полномочий по назначению и выплате пенсий от муниципальных органов социальной защиты к федеральной структуре – Пенсионному фонду не означала “автоматического” улучшения качества обслуживания пенсионеров. На момент создания Единой пенсионной службы выяснилось, что в Приморье уровень материально-технического оснащения на порядок ниже, чем в других субъектах России. Не хватало компьютеров, мебели, даже канцелярских принадлежностей. В связи с этим перед руководством пенсионной службы Приморья была поставлена задача – в максимально короткие сроки провести работу по материально-техническому обеспечению всех управлений и отделов края. А их в Приморье 35.
По завершении полугодия можно констатировать, что качественный рост в этом отношении есть. В массовом порядке проведена компьютеризация служб, ответственных за назначение и перерасчет пенсий, – помогло правление российского Пенсионного фонда, выделившее 500 новых компьютеров. Проводится работа по созданию корпоративной компьютерной сети: планируется, что к концу первого полугодия 2003 г. она объединит в режиме «он-лайн» 20 управлений ПФР по всему краю. Современные компьютерные программы практически исключают возможность ошибки при определении размера социального пособия, а в случае возникновения у пенсионеров вопросов позволяют быстро ответить на них – в том числе используя информационную базу данных Приморского отделения Пенсионного фонда. Такая оперативность очень важна – ежедневно в районные и городские управления обращаются десятки человек.
Активно ведется работа по приведению в должный вид помещений Единой пенсионной службы. Главная задача – переоборудовать помещения так, чтобы они стали удобными для многочисленных посетителей фонда. Это существенно для работников ПФР, поскольку пенсионеры больше не будут в ожидании приема толпиться в тесных коридорах. В Дальнегорске, Артеме, Уссурийске, Кавалеровском районе пожилые люди придут уже в другие здания службы, которые взял в аренду Пенсионный фонд. За этот год удалось обеспечить управления ПФР автомобилями, которые очень нужны для пенсионного обслуживания отдаленных населенных пунктов.
У руководителя отделения Пенсионного фонда по Приморскому краю Николая Крецу есть и другие планы по улучшению качества работы сотрудников Единой пенсионной службы. Скажем, организовать комнаты психологической разгрузки для сотрудников, ведущих прием; дежурство врача, чтобы оказывать в случае необходимости медпомощь пришедшим на прием бабушкам и дедушкам, а также... подавать чай пенсионерам. “Каждый человек старшего поколения вызывает уважительное к нему отношение. Согласитесь, они это заслужили, и мы должны не только учитывать их трудовые заслуги при начислении пенсии, но проявлять максимум заботы и участия”, - считает Н. Крецу.
Важным направлением работы Единой пенсионной службы стала социальная поддержка населения. В этом году Приморское отделение Пенсионного фонда России смогло профинансировать социальную помощь малоимущим в гораздо большем объеме. Это - улучшение условий проживания престарелых граждан, их санаторно-курортное лечение, приобретение медикаментов для инвалидов, получение продуктовых наборов и прямых денежных выплат. Только за последнее время правление ПФР направило на эти цели в Приморье 33,5 млн. рублей, а всего помощь получили свыше 10 тысяч социально незащищенных жителей края. Совсем недавно в лучших здравницах Приморья отдохнули 595 пенсионеров – средства на эти цели выделил Пенсионный фонд. Управляющий Приморским отделением Николай Крецу с благодарностью отмечает поддержку в организации этой работы краевых и муниципальных органов социальной защиты.
Важно, что источником финансирования таких социальных программ являются пени и штрафы от предприятий - должников Пенсионного фонда. Поэтому Единая пенсионная служба Приморья делает все возможное, причем успешно, для погашения долгов предприятий перед ПФР, что позволило увеличить размеры материальной и финансовой поддержки нуждающимся пенсионерам и инвалидам. Приморская служба привлекает к работе с должниками профсоюзные организации. В частности, при поддержке профсоюзов более чем в двух с половиной тысячах организаций края заключены коллективные договоры, где отдельными пунктами предусмотрены вопросы соблюдения пенсионного законодательства.
Конечно, все, что удалось добиться за прошедшие полгода, – только начало большого пути по реформированию пенсионной системы в крае. Но масштаб проделанной работы и целеустремленность сотрудников вселяют оптимизм – приморские пенсионеры и работающее население получили в лице Единой пенсионной службы Приморья надежного партнера и помощника.
Автор: Отдел общественных проблем и политики "В"