Залп… носками

Катюша, Катя… Не перестаешь ты удивлять город нашенский. Помнят Горюшу без гуся, страшноватую «Турбулентность», скамейку с семечками ну и, конечно, светильники, нашумевшие даже в Москве. На сей раз проект Кати Кандыбы, представленный в галерее «Арка», своим названием «Катюша.ру/Ракетная установка» навевал желание поскорее увидеть загадочное боевое орудие. К назначенному часу в «Арку» спешили, гадая, что Катька измудрится показать на этот раз.

20 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1283 от 20 дек. 2002

Катюша, Катя

… Не перестаешь ты удивлять город нашенский. Помнят Горюшу без гуся, страшноватую «Турбулентность», скамейку с семечками ну и, конечно, светильники, нашумевшие даже в Москве. На сей раз проект Кати Кандыбы, представленный в галерее «Арка», своим названием «Катюша.ру/Ракетная установка» навевал желание поскорее увидеть загадочное боевое орудие.
К назначенному часу в «Арку» спешили, гадая, что Катька измудрится показать на этот раз.

Показала… носки. 20 пар, не считая одного – непарного – оранжевого цвета, спускающегося прямо с потолка: светильник, озаряющий отношения между мужчиной и женщиной. Да-да, именно они побудили Катю сделать залп по ледникам человеческих отношений. «Катюша.ру…» - проект, посвященный носкам. Вернее, их символическому значению в отношениях между мужчиной и женщиной. Драные и нестираные, разбросанные как и где попало, дурно пахнущие – вот камень преткновения, о который разбивается столько сердец! А аккуратно заправленный под стекло, этот камень преткновения стал основой Катиной инсталляции.

Оговорюсь, были среди зрителей и те, кто воинственно говорил гадости в адрес художницы. Но их голос утонул в дружелюбном жужжании других голосов, коих оказалось подавляющее большинство.

- Какая точная идея - носки!

– говорил один из художников. – Это всегда проблема. Я тоже бросаю носки и почему-то всегда по одному. Поэтому стараюсь покупать несколько пар одного цвета, чтобы была замена.

- А у Бунина есть, как стирать носки, натирать хозяйственным мылом и высушивать

-

Почему-то нет белых…

-

На одном из занятий в ДВГУ давали тест по конфликтологии: что делать, если он разбрасывает носки везде и всюду? Ответ – купить пару за 500 рублей и сообщить ему цену, - это уже сама Катя.

И все-таки почему носки, столь неэстетичный объект? Идею Катя вынашивала целый год. Это на первый взгляд инсталляция нечто одномоментное и случайное, вроде найденного на помойке разбитого унитаза. На самом деле в актуальном искусстве именно идея важнее всего, она и первична. И это уже не отсебятина, а данность, подтвержденная самыми авторитетными арткритиками. К слову, Катин папа Виталий Ильич, долгие годы бессменный декан живописного факультета Академии искусств, ни единым словом не упрекнул дочь в

«некрасивом» искусстве. Хотя по всему должен был. Непременно. Ведь сам-то воспитывался на традиции.

– Я слишком историк, - говорит Виталий Ильич, - чтобы не понимать, что актуальное искусство – это последнее слово. Фигуративная живопись в определенный момент достигла вершин и не могла развиваться дальше. Она метафоризировалась, сначала художники намекали на объект, а потом и вовсе стали его выставлять в чистом виде. Разумеется, иллюстрируя свой замысел. Так появилась инсталляция. И это нельзя отменить. В данном случае меня удивляют не носки, а другое: как моя Катя однажды в 19 лет вдруг заявила себя в современном искусстве?! Ничто не предвещало, учитывая мои изыскания. Вот это и есть необыкновенное чудо…

Вот в общем-то и все, уважаемый зритель. К слову, Катя не пытается морализировать или учить, только размышлять, шутить, иронизировать над тем, что мужское и женское, перефразируя Александра Гениса,

– главные оппоненты, вступившие в единоборство в нашем мире. Катя, несмотря на воинственное название проекта, пытается удержаться от боев.

– Ты не пиши чего-то злого, - просит она меня, - черт с ними, носками. Это мужчины, и надо принимать их такими, какие они есть.

Автор: Ольга ЗОТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»