Падал прошлогодний снег, или Пацанское состояние Стаса Садальского
«Спасибо за спекталь «Ты есть у меня, или Отдайтесь гипнотизеру», Стас, вы действительно выдающийся актер…» Вот так – не больше и не меньше - благодарные зрители выражали свои чувства после премьеры, которая состоялась в театре им. Горького в минувшие выходные. «В» не оговорился – именно во Владивостоке прошли первые спектакли в постановке молодого режиссера Нины Чусовой с участием Стаса Садальского. Премьера в Москве намечена на 24 декабря, а пока весь премьерный антураж был соблюден у нас: блицпредставление труппы, собственно спектакль и, наконец, выход Стаса к публике в фойе, чтобы подписать свою книгу, продававшуюся перед спектаклем - «Дебил-шоу». Настоящий шоумен, который в беседе с корреспондентом «В» был разговорчивым и дружелюбным.
«Спасибо за спекталь «Ты есть у меня, или Отдайтесь гипнотизеру», Стас, вы действительно выдающийся актер…» Вот так – не больше и не меньше - благодарные зрители выражали свои чувства после премьеры, которая состоялась в театре им. Горького в минувшие выходные. «В» не оговорился – именно во Владивостоке прошли первые спектакли в постановке молодого режиссера Нины Чусовой с участием Стаса Садальского. Премьера в Москве намечена на 24 декабря, а пока весь премьерный антураж был соблюден у нас: блицпредставление труппы, собственно спектакль и, наконец, выход Стаса к публике в фойе, чтобы подписать свою книгу, продававшуюся перед спектаклем - «Дебил-шоу». Настоящий шоумен, который в беседе с корреспондентом «В» был разговорчивым и дружелюбным.
- Стас, в прошлом году вы громко праздновали «полтинник» и в многочисленных интервью говорили о бизнесе, скандалах и прочих отнюдь не творческих вещах. И вот снова актер, пройден некий жизненный круг?
- Я категорически против того, чтобы подводить итоги. Йоги никогда не празднуют свой день рождения, потому что если ты называешь какую-то цифру, то и вести себя должен соответственно с возрастом. Так что не могу разделить свою жизнь до 50 и после.
- Но возраст - это же не цифра, а состояние. Можно и в сорок лет чувствовать себя глубоким стариком…
- Да. Это абсолютная правда. Состояние у меня пацанское.
- А все шаги, которые вы совершаете, зависят от возраста? Тот же бизнес, который вы затеяли сравнительно поздно, да еще и будучи актером, который не умеет считать деньги и вообще живет играя.
- Началось все с господина из Израиля Шамада Бориса Моисеевича, он оказался порядочным аферистом и все просчитал, прежде чем раскручивать бизнес. Он пригласил меня, потому что Садальский – бесплатная реклама. Я к тому времени работал в «Экспресс-газете», вел передачу на радио, играл в театре и снимался в кино. Но его интересовало прежде всего то, что я журналист, значит, могу написать такое, что мало не покажется. Надо сказать, что открыть в России бизнес – это колоссальные взятки. Всем - санэпидстанции, начальнику округа, городским властям, налоговой инспекции, правоохранительным структурам. Мы задумали гигантский Интернет-магазин «Кошелек». И вместо того, чтобы открывать его месяцы, я все бумаги сделал ему за неделю. Бутылка Camus - все остальное происходит играючи. Но дело даже не в Camus, дорогим коньяком его считают только нищие. Я просто сумел все сделать. Шамад мне исправно платил восемь месяцев зарплату 2 тысячи долларов в месяц, а потом платить перестал, решил, что фирма раскручена. Я ушел. Вскоре бизнес развалился, и он снова пригласил меня, но я говорю «до свиданья» один раз. Фирма «Кошелек» приказала долго жить. Сегодня я не бизнесмен. Кстати, когда я этим занимался, у меня не было антрепризы. Хотелось чего-то попробовать нового, кроме театра и кино. Сегодня у меня есть антреприза.
- А журналист - это еще одна ваша ипостась или просто желание быть на виду?
- Нет, журналистика – сплошь продажная. Все обслуживают ту или другую сторону, чтобы быть свободным журналистом, надо быть очень богатым человеком. Журналисты сплошь зависимы. Потанин, Дерипаска, Чубайс – все они владеют масс-медиа. Опять же мне было интересно новое дело. В «Экспресс-газете» я вел скандальную хронику, на радио - передачу о знаменитостях.
- Но и знаменитости – зависимы…
- Я брал их без связи с политикой. Я рассказывал любовные истории – это то, что интересно людям всегда. Бульварное чтиво, что это? То, что читают на бульваре. То есть массовое. Передача имела оглушительный успех. Например, о Чаплине. Это творческая работа, я подбирал музыку, тексты. Мадам Канделаки в своих воспоминаниях рассказывала взахлеб о мужском достоинстве Чаплина. Оно было невероятных размеров! Как говорится, весь ушел в корень.
- Стас, но масштаб личности Чаплина ведь не только в его достоинстве. Прежде всего он был актером, который положил начало отдельному направлению в кинематографе. Вы считаете, в наше время в актерской среде есть подобные личности?
- Все относительно. О масштабах сегодняшних личностей скажут завтра, а то и послезавтра. К примеру, в известном постановлении советского правительства назвали пошлыми Ахматову и Зощенко. Сейчас мы считаем их классиками. У Шекспира в подлиннике одни «fack»... Сегодня журналисты говорят, что «Отдайтесь стриптизеру» - ужасно пошлая пьеса. Но Василий Сигарев – новое имя в драматургии, о нем говорит вся Москва, и недавно в Лондоне он получил премию Лоуренса Оливье как надежда драматургии XXI века. Режиссер Нина Чусова тоже очень перспективна. Она поставила нашумевший «Имаго» с Вертинской. Сейчас приглашена в Грецию. Что правда, а что ложь?
- Давайте вспомним ваш мультфильм «Падал прошлогодний снег». Почему не оказалось в титрах вашей фамилии?
- Меня задержали с иностранкой в ресторане «Космос» и написали донос на имя Лапина. После этого меня не указали в титрах. Мне было больно, но самый приятный комплимент, что мой голос узнают. А по продажам этот мультфильм опережает многие другие, он очень любим.
- Вы всегда дорого оцениваете свое участие в любом проекте. Где та грань между материальным и духовным, которую не должен перешагивать творческий человек?
- Деньги для меня никогда не становились мерилом, но есть определенная планка, ниже которой я не буду себя оценивать. Деньгами не все меряется, но они имеют очень большое значение в жизни. Хотя есть определенная цифра, после которой человек становится тварью. По большому счету, деньги все-таки зло. Мои многие приятели занимаются бизнесом. Они, слава богу, все остались людьми. Но художник не должен быть сытым. А еще нельзя обманывать. Вот Наталья Крачковская открыла актерскую школу - правильно, дураков надо учить, но она не просто учит, она обманывает.
- Думаете, что все это где-то учитывается?
- Может быть. Не знаю, наверное, учитывается, но не верю. Порой завидую тем, кто выходит из церкви, и щечки у них горят. Но я не верую. Бога придумали люди, чтобы не превращаться в скотов.
- Стас, давайте вернемся к творчеству… Мультфильмы, фильмы, спектакли. А теперь вот еще и книга. Вы просто мастер на все руки!
- Да, я снова снимаюсь в кино. Сейчас в производстве фильм с Ларисой Удовиченко по Даше Васильевой «Богатые наследнички». Я играю богатого мужа, который приезжает к жене в Париж, крадет картины Ван Гога, совершает убийство. Этакий гиньоль. А книга.. Мне хотелось написать ее, чтобы народ знал своих героев.
- Стас, «Дебил-шоу» предваряют достаточно нескромные строки: «Станислав Садальский - любимец народа, Дворянское собрание за заслуги перед отечественным кино наградило С. С. титулом князя – выше только царь». Зачем же чужое грязное белье демонстрируете? Вы считаете, что именно оно интересно народу?
- Почему нет?! Пусть читают. Я очень много знаю об актерской среде. Есть такие респектабельные семьи, а на самом деле все рогоносцы. Все без исключения. И в жизни у каждого было много некрасивого. Они говорят про любовь, а на самом деле лгут. Знаете, как у классика «Люблю, люблю, но реже говорю об этом»? Вот я и решил рассказать скандальные подробности. Такие, что никто не решался издавать книгу. В конце концов мне помогла Люся Нарусова. «Дебил-шоу» была издана за рубежом и разошлась огромным по нашим временам тиражом – 10 тысяч. Люсю Нарусову люблю, мне жалко, что ее все время подставляют. Но она не боится идти на конфликт. Впервые как сенатор Тувы пробила железную дорогу, другие разворуют деньги, она будет виновата, но она не боится.
- Вы и о Ларисе Удовиченко, к которой так тепло относитесь, готовы рассказать всю подноготную?
- Нет, мы друзья. Я много чего знаю о ней. И я искренне люблю ее как человека. Мы даже были близки с ней. Во сне. На самом деле мы только друзья и партнеры по сцене. Более легкой и понимающей партнерши я не знаю.
- То есть в любовь верите?
- Нет, верю в профессию. Для мужчины она главное.
- Что еще для вас главное?
- Здоровье. Я понял, что в театр идут от избытка здоровья. И с возрастом об этом думаю все чаще. Я ведь последователь Станиславского, ученик его учеников. И все проживаю всерьез.
- А вспомните роль, которая вас надорвала?
- Эта роль - жизнь. Но я не конченый циник: несмотря ни на что, все держится на вере, надежде, любви...
Автор: Ольга ЗОТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»