Год смертника
Один из самых одиозных чеченских полевых командиров Салман Радуев умер в субботу в больнице города Соликамска Пермской области.Так получилось, что известный террорист скончался ровно через год после того, как корреспондент «В» побывал в махачкалинском СИЗО № 1: при беспрецедентных мерах безопасности там судили Радуева, министра шариатской безопасности Ичкерии Турпал-Али Атгериева и двух их рядовых сообщников. Репортаж «Шакал в клетке» был опубликован в газете «Владивосток» 4 декабря 2001 года.
Один из самых одиозных чеченских полевых командиров Салман Радуев умер в субботу в больнице города Соликамска Пермской области.Так получилось, что известный террорист скончался ровно через год после того, как корреспондент «В» побывал в махачкалинском СИЗО № 1: при беспрецедентных мерах безопасности там судили Радуева, министра шариатской безопасности Ичкерии Турпал-Али Атгериева и двух их рядовых сообщников. Репортаж «Шакал в клетке» был опубликован в газете «Владивосток» 4 декабря 2001 года.
Салман Радуев в отличие от готовых его растерзать свидетелей кизлярского террористического рейда и даже трех сидевших рядом сообщников выглядел на удивление уверенным в себе. Под козырьком спортивной кепки и через темные очки строил из себя справедливого «друга дагестанского народа», сквозь решетку живо общался с адвокатом Лом-Али Яхьяевым. После того заседания Яхьяев сказал, что его подопечный – сама невинность, а во всех грехах войны обвинил также знакомых ему Басаева и Масхадова.
Интересно, что, находясь в махачкалинском СИЗО, эти подонки – потом еще наши читатели откровенно удивлялись – жили не в самых худших условиях. Террористам предоставляли телевизоры, холодильники, каждое утро приносили свежие газеты. А недавно у писателя Эдуарда Лимонова вышла книга «В плену у мертвецов», где он описывает события прошлого года,– его сокамерник Аслан Алхазуров (он также находился в клетке махачкалинского трибунала в качестве сообщника Радуева), находясь под арестом в «Лефортово», тоже в общем-то чувствовал себя вполне сносно и даже, доверившись, излил автору «Эдички» историю своей невиновности. После вынесения судебных приговоров у всех четверых, похоже, началась уже совсем другая, довольно мрачная жизнь в российских зонах…...
Итак, террориста Радуева, отбывавшего в одной из местных колоний пожизненный срок за захват заложников в Кизляре и бойню в селе Первомайском, доставили в больницу неделю назад с диагнозом геморрагический васкулит (воспаление стенок мелких кровеносных сосудов) и язва. По словам руководителей ГУИН, первое заболевание у Радуева - и ставшее главной причиной смерти - было хроническим, и о нем знали сотрудники тюрьмы. Однако люди, общавшиеся с чеченцем, уверяют, что впервые об этом слышат и еще несколько месяцев назад он ни на какие болезни не жаловался. Более того, Радуев рассчитывал на возможное изменение пожизненного приговора президиумом Верховного суда и даже готовился к участию в президентских выборах в Чечне.
В эти дни в печати появляются самые разнообразные версии произошедшего. Как отмечают соратники Радуева, его гибель подозрительна в первую очередь тем, что в августе столь же скоропостижно и загадочно в колонии Екатеринбурга умер другой сподвижник Аслана Масхадова - Турпал-Али Атгериев (на фотографии – справа). Он также отбывал 15-летний срок за «поход на Кизляр». Диагноз смерти Атгериева был похож на радуевский - кровоизлияние в мозг вследствие лейкоза. Тогда, как и в случае с Радуевым, родственники Атгериева утверждали, что никаких признаков лейкоза у него никогда не наблюдалось.
Бывший комсомольский вожак в новое время прославился феноменальной дерзостью и живучестью. На Радуева несколько раз покушались, и врачам постоянно приходилось собирать его череп буквально по кусочкам, за что Радуев получил прозвище Титаник. В марте 2000 года спецслужбы арестовали Радуева, когда он приехал в Гудермес к знакомым, рассчитывая перебраться в Азербайджан. Вскоре за решетку попал и Атгериев.
Власти уверенно заявляют, что оба чеченца умерли естественной смертью. Однако, по мнению людей, знавших Радуева и Атгериева, общего в их загадочных смертях предостаточно. Полевые командиры были посвящены во все закулисные тайны первой чеченской кампании, игры на заложниках. И когда Радуев и Атгериев попали в тюрьму, спецслужбы вели с ними оперативные игры. Так, арест Атгериева ФСБ больше месяца держала в тайне, пытаясь получить от него нужную информацию, но чеченец ответил категорическим отказом. Радуев, правда, оказался более сговорчивым. Он давал показания по всем интересующим следователей вопросам, в частности, этой весной под видеозапись подробно рассказал о своих отношениях с Борисом Березовским и о контактах олигарха с другими видными сепаратистами. Именно после этого, по некоторой информации, генпрокуратура заявила, что подозревает Березовского в финансировании как лидеров сепаратистов в целом, так и их отдельных операций. Вновь следователи навестили Радуева в тюрьме Соликамска уже недавно - чтобы взять показания на задержанного в Дании Ахмеда Закаева…...
Кстати, в дагестанском городе Кизляре Радуева называют шакалом и до сих не могут забыть ему захват родильного дома. Люди приносят цветы к памятнику 51 погибшему и 174 раненым землякам и обязательно подходят к монументу, что год назад возведен в двух шагах левее. Это памятник бойцам из Приморского края, оставившим здесь свои жизни по ходу двух чеченских войн...
Автор: Александр СЫРЦОВ, «Владивосток», фото автора из архива «В»