Не говори шершавым языком, или Язык мой – друг мой

В России стартовал общефедеральный конкурс среди студентов на лучшее знание русского языка. В Институте русского языка и литературы ДВГУ прошел его первый этап для участников Дальневосточного округа. Смысл конкурса значительно шире основ грамматики.

13 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1280 от 13 дек. 2002

В России стартовал общефедеральный конкурс среди студентов на лучшее знание русского языка. В Институте русского языка и литературы ДВГУ прошел его первый этап для участников Дальневосточного округа. Смысл конкурса значительно шире основ грамматики.

“Вопрос сегодня стоит таким образом: возрождение интереса к русскому языку - в ряду государственных задач национальной безопасности, - говорит директор института Валентина Шестопалова. – К слову, курс русского языка вернули во все вузы и средние учебные заведения, в том числе технические, медицинские, естественно-научные. И олимпиада среди студентов - в ряду тех мер, которые призваны возродить интерес к родному языку и истории Отечества. Среди организаторов – министерства образования и культуры, Всероссийская государственная телерадиокомпания. А заключительный ее этап пройдет в январе 2003 года в Москве в Татьянин день, и весьма необычно – в форме телевизионного просветительско-игрового шоу по русскому языку”.

Какие же проблемы русского языка вызывают такую озабоченность специалистов? Вал иностранных заимствований? Нецензурщина и мат, заменяющий миллионам людей язык в принципе? Повальная потеря интереса к изучению русского языка не только в школах и вузах дальнего зарубежья, но и в бывших советских республиках? Вопиющая безграмотность коренных носителей языка? Об этом мы беседуем с преподавателями Института русского языка и литературы ДВГУ.

Алла Федоровна ПРИЯТКИНА, доктор филологических наук, профессор: “Я бы поставила вопрос по-другому: у самого русского языка, к счастью, проблем нет, а есть проблемы у людей с языком, так называемые проблемы речевой культуры. Да, нецензурщина захлестнула общество, но это не проблема языка! Скорее, вопрос поведения людей из общей культуры. Немного из другого разряда – излишне частое употребление иностранных слов. Но мнения специалистов здесь диаметрально противоположны: одни считают, что внедрение большого количества заимствований – чуть ли не чья-то намеренная акция, лишающая нас культурной и национальной самобытности, и потому надо принимать строгие, запретительные меры. Другие убеждены, что никакой опасности не существует, тем более для такого языка, как русский, который все иностранные слова обрабатывает, осваивает или отметает ненужное. Причем процесс этот для языка стал привычным за всю его историю развития. Бывает порой неоправданное заимствование иностранных слов, но, поверьте, язык с этим справится».

Наталья Сергеевна МИЛЯНЧУК, преподаватель кафедры общего и исторического языкознания Института русского языка и литературы ДВГУ:

“Безусловно, проблем у русского языка нет, они есть у нас, на нем говорящих. И одна из главных такова: у многих людей вообще нет вкуса к родному языку. Знаете, почему тысячи школьников терпеть не могут уроки русского? Да потому, что школа во главе с учителем озабочена лишь орфографией да пунктуацией, и весь курс, который мог бы стать захватывающе интересным предметом, связанным с историей слова и национальной культурой, превращается в занудную долбежку правил правописания. За неправильную орфографию учитель ставит “двойку”, а убогий, бесцветный язык ученика вообще не замечает. Так же, как и особую языковую одаренность. Специалисты утверждают, что ребенок от рождения – гениальный лингвист. Но талант его угасает уже к средней ступени школы, и весь “великий и могучий” ребенок начинает представлять лишь как тот самый свод правил… Какой там вкус к языку? Вот почему так важно сейчас – пустить устную речь в школу (пока ученики только пишут и зубрят спряжения со склонениями). Помните, как мы раньше учили английский язык в школе? Много писали, учили теорию, временные формы, но говорить толком так и не научились. Теперь методика преподавания иностранного в корне изменилась: на уроках много говорят, уделяя внимание устной речи, устойчивым выражениям, восприятию на слух. Пусть школьники хуже пишут, зато гораздо лучше используют язык в главной - коммуникативной функции, это важнее! Вот и уроки русского языка можно было бы повернуть в эту сторону. Отнеся правила орфографии и пунктуации на вторые роли».

 Ольга Львовна РУБЛЕВА: «Порой мне хочется даже высказать крамольное: да не нужны вообще правила! Это я утрирую, конечно, но, если человек правильно понимает смысл слов, строй предложения, – он правильно напишет слова и расставит знаки, потому что они смысловые! А если просто будет учить правила, они ему не помогут стать грамотным. Кто не знает, что безударные гласные проверяются ударением? С первого класса все вызубрили, но больше всего именно на это правило ошибок, потому что носители языка не чувствуют слова, не понимают его смысла, связи между словами не видят. Я не призываю презреть правила правописания, просто появились методики, с помощью которых можно быстрее научить орфографии и освободить больше времени на устную речь. И тогда произойдет главное: понимание внутренней сущности языка, того, что язык – очень логичный и гармоничный. Появится вкус к слову, понимание его смысла, знание истории его происхождения, чувство стиля, овладение множеством слов и оттенков. Пока, к сожалению, на самое главное времени у учителя нет, и программой это не предусмотрено…»

Победителями окружной олимпиады и участниками будущего шоу стали: Е. Гладкая (Хабаровский государственный педагогический университет), Е. Спивакова (Биробиджанский государственный педагогический институт), В. Соколянская (Северный международный университет, г. Магадан).