По героям сверяем часы
Накануне Дня Конституции федеральный инспектор в Приморском крае Любовь Дроздова вручила именные часы Героям Советского Союза. Четверо обладателей высшей награды не существующего уже государства получили их лично, еще четыре подарка были вручены семьям героев, не доживших до этого дня.
Накануне Дня Конституции федеральный инспектор в Приморском крае Любовь Дроздова вручила именные часы Героям Советского Союза. Четверо обладателей высшей награды не существующего уже государства получили их лично, еще четыре подарка были вручены семьям героев, не доживших до этого дня.
Как сказала Любовь Дроздова, партия часов с золотой звездочкой на циферблате была изготовлена в небольшом количестве, всего 1200 штук. Из этого можно заключить, что не так много осталось в России людей, носящих на груди Звезду Героя.
В СССР эту награду зря не давали. Гвардии капитан 1 ранга в отставке Вячеслав Тимофеевич Виноградов получил ее за то, что в 1966 году в составе группы атомных подводных лодок совершил кругосветный поход, за все время которого ни одна субмарина не совершила ни одного всплытия. Вячеслав Тимофеевич в то время командовал одной из лодок.
Ветеран вспоминает, что это было ответственное правительственное задание. До них такого длинного перехода в столь секретном режиме не совершал никто в мире. Очень сложным был маршрут: через Северный Ледовитый океан в Атлантику, затем вдоль всего американского побережья до пролива Дрейка, а оттуда через Тихий океан до Петропавловска-Камчатского. Не менее сложными были и задачи похода: не просто пройти этот путь, но и сделать это в режиме строжайшей секретности, чтобы ни разу не быть замеченными «потенциальным противником» да и вообще кем-либо.
- Труднее всего пришлось в проливе Дрейка, - рассказывает Вячеслав Тимофеевич. - Место это крайне опасно для судоходства из-за постоянно дрейфующих со стороны Антарктиды айсбергов. А мы шли в погруженном состоянии. Лишь раз в сутки мы имели право на 5 минут всплыть на перископную глубину (9 метров ниже уровня моря), чтобы принять радиограмму и уточнить местоположение. За 10 дней, что мы шли по проливу Дрейка, экипаж устал больше, чем за все остальные отрезки похода. Я, как командир подводной лодки, даже спал на центральном командном пункте. Удивительно, но даже во сне продолжал отслеживать и обдумывать информацию, улавливая сообщения по громкой связи. Бывало, что, когда помощник будил меня, чтобы доложить ледовую обстановку, я уже знал все, что он мне скажет. Для ориентирования под водой и своевременного обнаружения движущихся ледяных гор у нас были только гидролокаторы. Но через несколько дней я заметил одну особенность: близость айсберга можно определить и с помощью датчика забортной воды. Вблизи него вода становилась заметно холоднее.
Полная отдача делу и напряжение всех сил требовались не только от командира – от каждого члена экипажа. И это сказывалось на состоянии людей. Они сильно уставали. Командир Виноградов трижды за 54 суток похода менял распорядок дня, перемежая вахты минутами отдыха. Каждый день делал полный обход корабля, заходя в каждый кубрик, и не уходил до тех пор, пока люди не начинали улыбаться. Простые человеческие вопросы – о семье, о родном городе или деревне здорово поднимали боевой дух личного состава. Вячеслав Тимофеевич говорит, что неимоверное напряжение тех дней сказывается до сих пор.
Задачи похода были полностью выполнены. Несмотря на то, что пять атомных субмарин проходили порой просто под носом у натовцев, те об этом даже не догадывались. За образцовое выполнение правительственного задания все без исключения участники похода были награждены. Пять офицеров, в том числе и Вячеслав Тимофеевич, – золотыми геройскими звездами. Остальные получили ордена и медали. На лодке, которой командовал Виноградов, различные ордена получили 22 матроса-срочника! И все экипажи после окончания похода отправились на отдых в Паратунку (курорт на Камчатке).
Было очень приятно за наших героев. Пусть нет страны, ради величия и мощи которой совершил свой подвиг Вячеслав Тимофеевич Виноградов, но о подвиге его нельзя говорить лишь в прошедшем времени. Как и о славных делах его товарищей, получивших в этот день именные часы. Они достойны уважения и признания своих заслуг.
Именные часы получили:
Гвардии капитан 1 ранга в отставке Вячеслав Тимофеевич Виноградов.
Капитан 1 ранга в отставке Дмитрий Николаевич Новиков.
Капитан в отставке Николай Иванович Кононенков.
Старший сержант в отставке Иван Степанович Сундиев.
Родные и близкие получили часы, предназначавшиеся рядовому Филиппу Макаровичу Макитруку, капитану 1 ранга Алексею Алексеевичу Гусеву, старшему лейтенанту Николаю Кондратьевичу Якимовичу и полковнику МВД Ивану Платоновичу Кирпиченко.
Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»