Дорошина на горошине

С чем рифмуется фамилия Дорошина? Ну конечно, с горошиной. Недаром она играла Принцессу в легендарном «Голом короле» Евгения Шварца, и для проверки – настоящая ли? – под две дюжины ее перин подкладывали горошину. И она ее чувствовала, ибо была истинная принцесса! «Такая хорошенькая, такая миленькая, что у меня сердце перевернулось», – говорил Свинопас.

13 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1280 от 13 дек. 2002

С чем рифмуется фамилия Дорошина? Ну конечно, с горошиной. Недаром она играла Принцессу в легендарном «Голом короле» Евгения Шварца, и для проверки – настоящая ли? – под две дюжины ее перин подкладывали горошину. И она ее чувствовала, ибо была истинная принцесса! «Такая хорошенькая, такая миленькая, что у меня сердце перевернулось», – говорил Свинопас.

СТАРЕТЬ НЕКОГДА

Сказка сказывается быстро, а жизнь – как получится. Принцесса и сегодня выходит на сцену «Современника», только она уже народная артистка и доцент. У нее по-прежнему быстрая походка, носик «пипочкой» и широко распахнутые глаза. Ее круглому лицу так идет улыбка, и, зная это, она не забывает улыбаться. (Между прочим, в сделанном сорок лет спустя римейке «Голого короля» Принцессу играет ее ученица по Щукинскому училищу Ульяна Лаптева, очень похожая на молодую Дорошину.)

 – Нина Михайловна! Вы играете женщин молодых, с огоньком. Никому не приходит в голову предлагать вам возрастные роли. Что позволяет вам сохранять молодость?

 – Характер. И еще – жизненные переживания, стрессы. Жизнь складывалась так, что стареть было некогда. Нельзя было себе это позволить. И потом, наша профессия обязывает всегда быть в форме. Я не так уж за собой слежу – не делаю особых упражнений, не плаваю в бассейне, не сижу на страшной диете. Нет у меня своих женских секретов! Но когда нужно? Вот хотелось в «Мурлин Мурло» сыграть Инну, женщину значительно моложе меня. Галина Борисовна Волчек сказала: «Похудеешь на десять килограммов – получишь роль». Я похудела на семнадцать! Когда человек хочет, когда нужно во имя чего-то – он все может.

ВОСТОЧНОЕ ДЕТСТВО

Мне стало страшно любопытно, как можно так кардинально сбросить вес. Оказалось – на «восточной диете»: Дорошина месяц ничего, кроме чая с курагой, не употребляла, и результат получился замечательный. Она знает многие восточные рецепты и умеет ими пользоваться. Любит острое мясо, зелень, мацони. Обожает восточную поэзию, особенно Омара Хайяма. Восток для нее – не чуждая экзотика, не разукрашенный миф. В юности неплохо знала персидский. С Востоком связано ее детство.

Перед войной отца Нины Михайловны отправили работать в Иран. Он служил во Внешторге, был большим специалистом по пушнине, оценивал и сортировал мех. Закупал для Красной армии сырье на воротники и папахи. В Тавризе Нина пережила два больших события: фильм «Аршин мал алан» и рождение младшего братика.

ПЕРВЫЙ РАЗ ЕЕ СПАСЛИ ДЕТИ СТАЛЕНА, ВТОРОЙ – ДАЛЬ

 – Сразу видно, что вы человек общительный. У вас много друзей?

 – Много. Все мои партнеры до единого – мои товарищи. Я считаю их друзьями...

 – Я имела в виду близких друзей.

 – Витя Тульчинский, мой партнер по спектаклю «Любовь и голуби». Это прекрасный друг! Мы дружим много лет, он знает все горести и радости моей жизни. Я дружу со всей его семьей, очень люблю его жену и дочку. Но с годами друзья уходят. Была у меня любимая подруга – Галя Соколова, прелестная актриса нашего театра. Очень талантливая. Дружила я с актером Лешей Кутузовым – необыкновенным человеком и партнером. У нас была чудесная концертная бригада, мы так любили ездить. И его тоже уже нет...

 – Это вы все о партнерах. А за пределами «Современника»?

 – Очень давно, всю мою взрослую жизнь, я дружу с одной семьей. Нас познакомили обстоятельства, можно сказать, трагические. Ялта. Пятьдесят восьмой год. Я снимаюсь в кино. Как свободная минута – бегу к морю. Плавать любила далеко, за буек. И вот однажды уплыла подальше, а на море волны – меня захлестнуло, и стала я тонуть. На мое счастье на берегу оказались ребята, подростки лет тринадцати-четырнадцати. Сидят на высоком камне, и им видно, как за буйком кто-то размахивает руками и кричит. В общем, понятно: тонет человек. Они бросились в воду и спасли меня. Это были брат и сестра – Саша Бурдонский (теперь он – известный режиссер Театра Российской армии) и Надя Сталина, дети Василия Сталина и его первой жены, Гали Бурдонской. Этот эпизод связал нас на всю жизнь. Надю мы недавно похоронили, а Саша – мой очень большой друг. И Саша, и Надя, и их мама Галюся сыграли большую роль в моей жизни. Когда мне негде было жить, я жила у них. Моя свадьба с Олегом Далем справлялась у них. Кстати, Черное море и в наших с Далем отношениях сыграло роковую роль. Он тоже спас меня, когда я в 1963 году тонула в Одессе.

ОЛЕГ – РОКОВОЕ ИМЯ

 – Ваш брак с Далем, кажется, длился недолго. А как все начиналось? Вы снимались в одной картине?

 – Мы действительно с ним снимались – в «Первом троллейбусе». Но познакомились раньше. «Современник» посылал нас, «старичков», на дипломные спектакли в театральные вузы, и мы потом докладывали, что было интересного, на кого из начинающих актеров обратить внимание. И в очередной из наших походов в Щепкинское училище (я пошла тогда с Валентином Никулиным) мы увидели Олега Даля и порекомендовали его для просмотра. Я подготовила с ним два отрывка из спектаклей нашего репертуара – «Третье желание» и «Голый король». Так что с самого начала я работала с ним как педагог, я и по возрасту была старше на семь лет. А потом мы были партнерами по многим спектаклям. В спектакле «На дне» он играл Ваську Пепла, я – Василису. Играл он великолепно! Был очень одаренный человек и прекрасный партнер по сцене. Он столько мог бы еще сыграть! Хотя для своей короткой жизни тоже успел немало.

 – А с чего началось ваше знакомство с Ефремовым?

– Еще в восьмом-девятом классах я была его поклонницей. Мы жили под Москвой, на Лосином Острове, и нас целым классом возили в московские театры. Я пересмотрела там все спектакли и была влюблена в двух артистов – в Евгения Самойлова и Олега Ефремова.

– В двоих сразу?

– Ну да, как многие девочки, которые ходят в театр, пишут стихи, собирают открытки с портретами своих кумиров. Когда я поступила в институт, на втором курсе меня стали активно снимать. И в одном из первых фильмов моим партнером оказался Олег Ефремов. Это был «Первый эшелон»...

В фильме она сыграла девушку, у которой был парень – настоящий бандит.

- …«Первый эшелон» снимали на целине. Экспедиция была долгая, восемь месяцев, и все повлюблялись, было множество романов. Ефремов был уже педагогом Школы-студии МХАТ, в нем было что-то завораживающее, заставлявшее его слушать и слушать. Вокруг него было много молодежи – Таня Доронина, Эльза Леждей, Изольда Извицкая, Валентина Кузнецова. И все его обожали. Он нам рассказывал о будущем театре, который мечтал построить. О театре, где зритель не сидел бы, вальяжно откинувшись в кресле, а был бы причастен к происходящему. Читал нам стихи, читал «Трое в лодке, не считая собаки» Джерома К. Джерома, и все были очарованы... Получив диплом, я продолжала много сниматься и три года числилась актрисой Театра киноактера. В трех картинах мы были с Ефремовым партнерами. У меня уже был большой послужной кинематографический список – десять лент! – когда Олег Николаевич позвал меня в «Современник». Мы с ним сыграли в «Пятой колонне» Хемингуэя и в «Назначении» Володина – партнер он был великолепный!

 – Для вас Олег – прямо роковое имя.

– У меня был и третий партнер Олег – Табаков. Мы – ровесники, подходили друг другу и почти всегда играли вместе, вплоть до его ухода из «Современника». Я пришла в театр в пятьдесят девятом, а он был с самого начала, с пятьдесят шестого. Мой дебют в театре – Катя в «Пяти вечерах» Володина. Александр Моисеевич ее для меня написал. Табаков играл Славика...

ЛЮДК! А, ЛЮДК!

Ах, какая милая и наивная была эта Катя, девушка с почты, говорившая: «Я не дура, я не умная – я веселая. Меня специально в компанию приглашают, чтобы я их веселила». А в «Обыкновенной истории» Адуев-младший (Табаков) бросал влюбленную в него вдову Юлию Павловну (Дорошина), и она так трогательно, безутешно рыдала. Последняя работа Табакова в «Современнике» – «Восточная трибуна» – тоже с Дорошиной. Герой Табакова приезжает из столицы в провинциальный городок, где прошла его юность. Дорошина играла красотку Мадлен, девушку, которую он когда-то любил.

Но для сегодняшнего зрителя Нина Дорошина – в первую очередь Надя Кузякина из фильма «Любовь и голуби». На улице ее до сих пор окликают: «Людк! А, Людк!» Почти двадцать лет фильму Владимира Меньшова (недавно он был гостем газеты «Владивосток» и отвечал по «Прямой линии» на вопросы читателей «В». - Прим. ред.), и жизнь у нас другая, и страны той давно нет, а история Нади Кузякиной, которую муж хотел бросить да потом заново влюбился и вернулся, смотрится как вечная сказка.

«Любовь и голуби» начались, правда, не с фильма, а с пьесы Владимира Гуркина, поставленной Валерием Фокиным и продержавшейся в репертуаре «Современника» – с неизменными главными героями (!) – двадцать лет.

 – Нина Михайловна! Меньшов, посмотрев спектакль, сразу решил снимать вас? Как было дело?

 – Нет, не сразу. Я, как и все прочие исполнители, пробовалась на роль. Режиссер оставил меня напоследок, когда все «Нади» уже попробовались. А потом ко мне подбирали детей – чтобы похожи были.

 – Кто из партнеров для вас роднее: сценический – Геннадий Фролов или киношный – Александр Михайлов?

– Мне оба дороги. Это ведь разные работы – в кино и в театре. Хотя, если честно, Гена мне роднее. Еще бы, двадцать лет я играла с ним эту безумную любовь – с голубями и без! И очень жаль, что спектакль снят с репертуара. Он всегда с аншлагом, мы ждали 500-го и чуть-чуть не дотянули до юбилея. А Саше Михайлову, прекрасному актеру из Владивостока, наверное, было со мной нелегко, поскольку моя роль уже была сделана в театре, а он делал ее заново. Но он человек тактичный, интеллигентный, и я его тоже очень люблю. Я вообще люблю всех своих партнеров и партнерш – иначе, не любя, играть невозможно.

САМАЯ БОЛЬШАЯ ЛЮБОВЬ – РИКИ

 – Вы так много играли любовь, у вас были девушки и женщины – трогательные, молодые, полные любви. Ваша Маша в «Чайке» мучилась от неразделенного чувства. Василиса в спектакле «На дне» из ревности пошла на преступление – ошпарила сестру, поскольку между ними встал мужчина. Как ваш собственный опыт соотносится с ролями?

 – Могу сказать, что жизненный опыт очень важен для актрисы, хотя не каждая актриса имела большие страсти, муки и страдания в своей жизни. Отчасти это зависит от возраста: есть молодые девушки, которые не пережили еще, быть может, таких страстей. А для этого у нас есть и воображение, и фантазия, и – безусловно – вера в предлагаемые обстоятельства, которые тебе даны по роли. Мне жизненный опыт помог очень. У меня все роли были связаны с любовью, даже с неразделенной любовью, с бурными страстями. Мне самой это очень близко, а что не из моей собственной жизни, на то у меня есть актерская фантазия. Поэтому такие роли у меня получались хорошо.

 – Раз мы заговорили о любви, хочу спросить и про другую любовь: мне кажется, вы должны любить и братьев наших меньших?

 – У меня необыкновенный персидский кот. Его зовут Рики. Он – моя главная любовь, моя радость, мы с мужем его обожаем. Он персикового цвета, с пушистым хвостом и огромными глазами. Я считаю, каждый человек обязательно должен любить животных. Когда я была девочкой, чего у меня только не было: и крольчата, и котята, и птички, и рыбки! По отношению к животным я сужу о самом человеке.

Автор: Светлана НОВИКОВА («Телеглаз» - «Владивосток»)