Вера Гончарова - в кадре и за кадром

Честно говоря, я ни минуты не сомневалась: чтобы написать о тележурналисте ПТР, авторе и ведущей программы “Земля моя Приморская” Вере Гончаровой, надо отправиться с ней в поездку на село, а не терзать коллегу вопросами, сидя в рабочем кабинете. Как говорится, лучше один раз увидеть... Идея понравилась обеим и вылилась в совместный проект ПТР и газеты “Владивосток”. Пункт назначения - село Отрадное Михайловского района. И вот мы тронулись в путь. Вера - впереди, рядом с водителем, как штурман, а на заднем сиденье мы вместе с оператором и фотокорреспондентом угнездились втроем. Морозное бесснежное утро, трасса, дорожный разговор...

13 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1280 от 13 дек. 2002

Честно говоря, я ни минуты не сомневалась: чтобы написать о тележурналисте ПТР, авторе и ведущей программы “Земля моя Приморская” Вере Гончаровой, надо отправиться с ней в поездку на село, а не терзать коллегу вопросами, сидя в рабочем кабинете. Как говорится, лучше один раз увидеть... Идея понравилась обеим и вылилась в совместный проект ПТР и газеты “Владивосток”. Пункт назначения - село Отрадное Михайловского района. И вот мы тронулись в путь. Вера - впереди, рядом с водителем, как штурман, а на заднем сиденье мы вместе с оператором и фотокорреспондентом угнездились втроем. Морозное бесснежное утро, трасса, дорожный разговор...

- Вера, для тебя на карте Приморья, поди, не осталось “белых пятен”?

- Я, конечно, много где побывала, но не до такой степени. Так что пахать - не перепахать. За один командировочный день стараемся не в одно село заехать. Хорошо бы на несколько дней, да в дальние уголки махнуть...

- А нет такого ощущения, что во всех деревнях в принципе жизнь протекает одинаково?

- Это трудности у всех одинаковые, а вот справляются с ними люди по- разному. Вот недавно в Виноградовке побывала. Там у многих и куры, и живность крупнорогатая, дикоросы собирают, пасеки держат, мед качают, чтобы деньги были детей в институтах обучать. Не видят люди перспективы на селе для своих отпрысков. Но руки не опускают. А к школе какое уважение, к учителям! Только не везде так.

Вот моя мама сама три класса образования имела, но нам четверым своим детям очень хотела дать высшее образование. И говорила: “Учитесь, девки,

чтобы на пузе кирпич не таскать!” Такая присказка у нее была. Хотела , чтобы сидели в конторе - предел ее мечтаний. Отец мой - подземщик, шахтер, работяга, любил на праздник 7 ноября или в День Победы надеть галстук, пиджак, шляпу, подойти к зеркалу и спросить: “Ну что, похож я на бухгалтера?” Когда мы поддакивали, отец был на вершине блаженства.

- Стало быть, сбылись родительские мечты?

- Представь, мама стеснялась моей профессии. Все просила меня ей объяснить: “Вот ты выступаешь в “тиливизере”, вроде языком мелешь. За что тебе деньги платят? Вот Танька - она продавцом, Люська - “фелшаром”. А ты?” Когда мой старший сын поступил в медицинский институт, мама искренне порадовалась: “Вот ето спицияльность!” А когда младший сынок поступил в школу милиции - и вовсе бабушкино сердце растаяло. Нужным путем внуки-то пошли!

Позади остался пригород Владивостока. И почти в адрес каждого населенного пункта, мимо которого проезжала наша машина, будь то деревенька или солидное село, Вера Гончарова отпускала комментарий, вспоминая их жителей, ставших когда-то героями ее передач. И захотелось повидать замечательную активистку, сельскую старосту Анну Васильевну из Некруглово, которая желанный гость на каждом дворе - и советчица, и помощница. Кирпичных дел мастера Лужкова из Осиновки, который имел свой маленький кирпичный заводик. У каждого его изделия и особое клеймо имелось, как знак качества. До сих пор на селе остались строения из его надежного кирпича. Услышали мы рассказ и про уникального фермера, что один содержал пятьдесят голов дойного стада. И про деда-мукомола. Тому уж за 80 было, а он бойко так жернова тяжеленные крутил, да демократов в хвост и в гриву поругивал за реформы бестолковые.

В Отрадном нас ждали. В клубе, в просторной комнате, стилизованной под горницу, собрались бабушки-певуньи. По стенам рукоделье развешано. По углам всякая утварь деревенская расставлена. А на столе и мед в сотах, и оладьи, вареники с капустой, с картошкой и шкварками, пельмени, пироги. (Врать не стану - и самогоночка на хмелевых шишках была знатная!) В центре, правда, старинный самовар. Бабульки все принаряженные, на плечах посадские платки. Мы на порог, а они ну песню запевать. Вера шубу, шапку сбросила и к ним навстречу, как к старым добрым знакомым. Так их заговорила, закружила, что они и не заметили, когда камеру установили. Оператору знак подала рукой - и пошла запись будущей программы “Земля моя Приморская”.

Ходить по дворам и расспрашивать у селян про трудности жизни Вера Сергеевна считает никчемным делом. И так ясно, что невеселое нынче житье, и не только на селе. Она умеет так завести разговор с первым встречным в деревне, в такое русло направить, что люди, возможно, и к своему изумлению не плачутся, не жалуются, а все больше про благости деревенской жизни рассказывают, сокровенным делятся. И получается, как в доброй сказке: “Такая корова нужна самому!” И речка-то у них замечательная, рыбка водится, а в лесу грибов полно в сезон, вода колодезная - аж хрустальная и до чего ж вкусная. А воздух!!! Дети, конечно, поразъехались, но наведываются, помогают.

Ни что не ускользало от наметанного глаза Веры Гончаровой и оператора Александра Коваленко. Идет девушка к мерзлой речке с двумя ведрами в руках и …с топором. “Саша, снимай!” И наш фотокор не отстает - натуру упустить нельзя. А деваха аж обалдела, чуть топор из рук не выронила, которым прорубь пробивала. Ничего себе - сходила по воду... под прицелом и видеокамеры, и фотообъектива. Куст красной калины на снегу, гирлянды кукурузных початков вдоль забора, изба с резными наличниками, дедок с пушистыми усами у калитки. Где “картинку” подснять, а где и по душам поговорить. Пока из Отрадного до Николаевки ехали, раз пять останавливались.

Веру на селе узнают сразу, безошибочно и восторженно. Тот час в избу к столу приглашают, почитая за большую честь. А она хозяина под локоток и на подворье: как живете-можете, куда руки свои мастеровые прикладываете? (С оператором, как сиамские близнецы, - плечо к плечу и без слов друг друга понимают. Он тут как тут.). На ловца и зверь бежит. Куда ни заглянет Вера: то человек с судьбой пронзительной, то рукодельница отменная попадаются ей. У одного - двор с умом распланированный, у другого - дом как теремок расписной, у третьей - живности всякой не сосчитать. А у четвертого - полно народу в хате - чушку свежуют. В селе такое событие не утаивают, созывают друзей, родню. Тут всем дело найдется. Ненароком и мы оказались в числе гостей, приглашенных на свежину. Хозяин вокруг Веры только что гопака не станцевал.

У калитки долго прощались, приезжайте, говорят, к нам в Николаевку: весной все сопки в багульнике, летом в речке купаться, да на такую рыбалку вас свозим! Зимой - на сопку Белоусиху кататься на санях. Пока сверху вниз скатишься - всю жизнь вспомнишь. А почему бы и нет? Вместе с Верой - хоть на край света.

Программа Веры Гончаровой “Земля моя Приморская”, о селах Отрадное и Николаевка Михайловского района выйдет в эфир на канале ПТР 20 декабря, в пятницу.

Автор: Татьяна БАТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), “Владивосток”