Жаркое из верблюда

БИРКАШ, Египет. На краю Западной пустыни температура воздуха в тени 45 градусов, и животные на верблюжьем рынке даже не смотрят на кучу приготовленной для них люцерны.

13 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1280 от 13 дек. 2002

БИРКАШ, Египет.  На краю Западной пустыни температура воздуха  в тени  45 градусов, и животные на верблюжьем рынке даже не смотрят на кучу приготовленной для них люцерны.

В изнуряющей жаре верблюды становятся вялыми и теряют аппетит. Они едят очень мало и пьют еще меньше, что кажется крайне неразумным.

Торговец верблюдами 52-летний Абдель Разия Бехет, одетый в белый халат и голубой тюрбан, прячется в тени и руками кормит одного из своих одиннадцати верблюдов. Потом он ставит перед животным пластиковое ведро с водой и пытается заставить его попить.

«Если я не буду это делать, он не будет есть все лето, - говорит Бехет. - И достаточно пить тоже не будет».

«Все лето?»

«В любом случае, очень мало. Они могут жить неделями без еды. Они не любят есть, когда жарко, и не будут, если мы их не заставим».

Верблюжий рынок в Биркаше - самый большой в Египте, на нем собирают до трех тысяч животных. На севере Африки и в Аравии эта традиция существует уже тысячи лет. В то время как состоятельные египтяне привыкли путешествовать на самолетах, и даже сельские жители часто ездят на автобусах по шоссе, в Биркаше процветает торговля одним из самых древних видов транспорта.

«Верблюды никогда не выйдут из употребления, потому что есть места, где другого транспорта просто нет», - говорит торговец из Верхнего Египта.

Расположенный в 35 километрах к северо-западу от Каира, рынок открыт для туристов каждый день, хотя немногие решаются на поездку по пыльной дороге из города на такси (самое активное время на рынке с 6 до 9 утра по понедельникам и пятницам.) Посетители платят чуть больше одного доллара в местной валюте за фотоаппарат и еще чуть больше двух - за видеокамеру. Туристы могут свободно гулять и наблюдать за верблюдами с их темпераментным характером.

Кроме них, на рынке смотреть не на что: это просто площадка, огороженная загонами и зданиями из шлакоблоков, на крыше которых в два этажа навалено сено. Суданские брокеры экспортируют верблюдов в Верхний Египет, где их покупают торговцы из Биркаша. Оттуда они посылают животных в Каир по железной дороге. Верблюда можно продать за 760 - 870 американских долларов, и фермеры покупают их, чтобы перевозить сладкий картофель, а мясники - на мясо.

Одногорбый аравийский верблюд, знакомый всем как

«корабль пустыни», - поразительное существо, способное много дней обходиться без воды. Он может регулировать температуру своего тела и спокойно ложится на раскаленный песок - на коленях и на животе у него специальные кожаные подушечки.

Манеры у него, правда, отвратительные: любит плеваться и громко орать, если от него требуется даже малейшее усилие, например встать.

Одомашнили этих неуклюжих животных торговцы благовониями, чтобы переезжать на них с юга Аравийского полуострова в отдаленные районы Ближнего Востока и Северной Африки. Со временем верблюд стал для жителей пустыни главным средством передвижения, источником мяса, молока и шкур.

«В наше время большинство покупателей приобретают верблюдов на мясо», - говорит 20-летний Айман Али Халем из Кены, городка в Верхнем Египте.

Лучшее мясо бывает у молодых самцов - оно считается деликатесом в аравийской кухне и становится популярным в очень сухих районах, где трудно пасти овец, коров и коз. На вкус оно похоже на твердую говядину, и приходится долго жевать, прежде чем сможешь проглотить.

В верблюжьей диете есть свои преимущества: молоко верблюдицы содержит меньше жира и лактозы, чем коровье, но больше калия, железа и витамина С.

В западной кухне, как правило, отсутствует традиция приготовления верблюдов, но в Интернете можно найти соответствующие рецепты. Один сайт (http://camping.about.com/library/recipes/ucrec006.htm) предлагает, например, рецепт

“оригинального австралийского верблюжьего жаркого». В список ингредиентов входят три средней величины верблюда, 200 бушелей моркови, 3000 стеблей петрушки и два маленьких кролика.

Инструкция по приготовлению начинается так:

«Порежьте верблюдов на маленькие кубики, то же самое - с овощами. Поместите мясо и овощи в духовку и добавьте 1000 галлонов коричневой подливки. На медленном огне тушите в течение двух дней. Украсьте петрушкой. Рассчитано на 3800 порций».

Такие рецепты могут быть привлекательными для поваров небольших армий или мародерствующих племен, но лучше быть поосторожней, покупая верблюдов для этой цели в Биркаше.

«Иногда они видят, что верблюд скоро умрет, и убивают его, потому что нам не разрешается есть мясо животных, умерших естественной смертью», - сказал Абдель Рахман Ахмед Аль-Сайед.

Иногда появляются не совсем обычные покупатели. Торговцы говорят, что год назад в Биркаше появился французский журналист и купил верблюда, чтобы на нем пересечь Сахару. Он основательно запасся водой и продуктами. Надеемся.

Добрался, куда планировал.

Торговля верблюдами - это не тот бизнес, которым можно заняться, окончив школу менеджмента. Аль-Сайед из деревни Эзбет Хеза в Верхнем Египте продает верблюдов по той же причине, что и его отец - его семья передавала это дело из поколения в поколение.

Биркаш - это также не место для мягкотелых членов Общества по этичному обращению с животными. В Египте, как и в большинстве стран третьего мира, на права животных никто не обращает внимания. На шкурах верблюдов размером с тарелку выжжены маркировки с именами хозяев. Дети лупят их палками по голове, демонстрируют посетителям свое умение обращаться с

«товаром».

Аль-Сайед однажды научил верблюда пить пепси из банки и курить сигарету, поднесенную к его губам.

«Когда у меня был курящий и пьющий верблюд, многие журналисты приходили писать про него статьи», - хвастается египтянин.

Сейчас он тренирует молодого самца - учит его курить. Аль-Сайед хватает орущего верблюда за челюсть и держит сигарету, прижимая ее к мягким губам. Верблюд орет еще громче.

«Ну вот, ему начинает нравиться», - говорит Аль-Сайед.

Но конечно, торговцы заботятся о своих животных - это их главное вложение капитала. И верблюды отвечают им нежной привязанностью.

«Иногда верблюд начинает ходить за мной по пятам, - говорит Абдель Разия Бехет. - И я не знаю, как от него избавиться».

Автор: Расселл УОРКИНГ (фото автора), специально для «В» (Египет - Кипр)