Охота на царевну

Все с детства помнят русскую народную сказку «Царевна-лягушка». В ней это неказистое с виду существо оказалось просто красавицей. Понимали наши предки ее настоящую ценность. Не случайно еще в древности знахари и ведьмы использовали лягушек для приготовления всевозможных снадобий. Помните, в избушке волшебницы Гингемы из сказки «Волшебник Изумрудного города» висели связки сушеных лягушек. Изображения этих животных широко использовались шаманами коренных народов Приморья – нанайцев, орочей, удэгейцев. Но самыми большими «любителями» считаются даже не французы, а наши соседи китайцы. Благодаря их «стараниям» с каждым годом на наших полях, болотах и реках лягушек становится все меньше и меньше. В тех местах, где всегда можно было услышать лягушачьи хоры, сейчас стоит мертвая тишина...

13 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1280 от 13 дек. 2002

Все с детства помнят русскую народную сказку

«Царевна-лягушка». В ней это неказистое с виду существо оказалось просто красавицей. Понимали наши предки ее настоящую ценность. Не случайно еще в древности знахари и ведьмы использовали лягушек для приготовления всевозможных снадобий. Помните, в избушке волшебницы Гингемы из сказки «Волшебник Изумрудного города» висели связки сушеных лягушек. Изображения этих животных широко использовались шаманами коренных народов Приморья – нанайцев, орочей, удэгейцев. Но самыми большими «любителями» считаются даже не французы, а наши соседи китайцы. Благодаря их «стараниям» с каждым годом на наших полях, болотах и реках лягушек становится все меньше и меньше. В тех местах, где всегда можно было услышать лягушачьи хоры, сейчас стоит мертвая тишина...

ЖИЗНЬ ЗА ЗАБОРОМ

Издавна китайцы вывозили из Приморья лягушек. Самым ценным компонентом считается так называемый бурый жир. Он активно применяется в восточной медицине. Еще до Октябрьской революции долина реки Раздольной была одним из основных мест ее массового сбора. В 90-х годах прошлого века с притоком китайцев на Дальний Восток России ловля этих земноводных активно возобновилась. На путях миграции лягушек ставятся длинные полиэтиленовые заборчики с ловушками. Нередко китайцы используют совершенно варварские способы отлова земноводных, а именно электроудочки и даже ядохимикаты. Лягушек отлавливают на продажу и местные жители. Причем

«сезон охоты» продолжается до тех пор, пока на реках не встанет лед.

Вот только один из эпизодов. Недалеко от села Каменушка, которое находится в двух шагах от Уссурийского заповедника, китайцы активно заготавливали лягушку. Причем желтолицые братья прямо в земле отрыли несколько землянок, в которых жили во время сбора земноводных. Инспектора заповедника обнаружили и 7-километровый полиэтиленовый забор, который служил ловушкой для несчастных амфибий.

Стали уже обыденными случаи задержания правоохранительными и природоохранными органами китайских добытчиков лягушки в Хасанском, Шкотовском и во многих других районах Приморья. Не дремлет и таможня

– чуть ли не ежемесячно фиксируются попытки перевезти через границу наших убиенных квакушек.

ПРОМЫСЕЛ НА БОЛОТЕ

- До последнего времени численность дальневосточной лягушки была очень высокой, - говорит доктор биологических наук, профессор Виктор Костенко.

– Их было даже больше, чем грызунов. При этом лягушки играют очень существенную роль в природе. Они являются кормом для рыб, птиц, змей и других животных. К тому же лягушки поедают вредных насекомых. Многие из них зимуют на суше – жаба, жерлянка, квакша, а дальневосточная, сибирская и чернопятнистая лягушки зимуют в воде.

Во время нереста одна лягушка производит на свет около 1,5 тысячи икринок. Но при этом смертность лягушачьей икры очень высока

– 98,5 процента. Отчего это происходит? Многие берега рек распахивают под сельскохозяйственные поля. В результате молодь лягушки, которая обитает в лужах и мелких болотцах, активно гибнет. Вырубки лесов привели к тому, что многие водоемы обмелели и пересохли. Опять же погибли многие их обитатели, в том числе и лягушки.

Свою лепту вносят и китайцы.

«Благодаря» им в южных районах края численность лягушек снизилась в три-пять раз. Если так пойдет и дальше, то через каких-нибудь 10-15 лет квакушек придется заносить в Красную книгу Приморья. Ситуация усугубляется еще и тем, что добыча лягушек никак не регламентируется государством. В то же время в ряде европейских стран эти земноводные находятся под охраной закона, а их свободная добыча запрещена.

БЕЗ «ПАЛИТРЫ» НЕ РАЗБЕРЕШЬСЯ

Чтобы увеличить численность лягушек, профессор Костенко предложил выращивать их искусственно, в условиях так называемых лягушачьих ферм. Эта идея не нова - разведение лягушек давно практикуется в Европе и Северной Америке. Что для этого нужно? Во-первых, несколько прудов, заменяющих привычные речки и озера. Во-вторых, корм. А его с избытком хватает на полях Приморья. Ко всему прочему лягушки размножаются невероятно быстро, и процент смертности можно снизить как минимум вполовину. Часть выращенных земноводных можно выпускать в те районы, где популяция крайне подорвана, а часть заготавливать для продажи в тот же Китай, где есть довольно большой рынок сбыта. Там, кстати говоря, стоимость одной лягушки колеблется от 0,5 до 1 доллара.

Этой весной, когда к Виктору Костенко обратилось руководство ООО

«Палитра», он подготовил технико-экономическое обоснование, будучи опытным биологом, изучил местность, где планировалось обустройство лягушачьей фермы. Работы уже были в разгаре, но нагрянули власти. Проверили документы, а заодно выпустили всех лягушек. Вот так печально закончился эксперимент по созданию фермы.

Осенью

«Палитра» выхлопотала в Главном управлении природных ресурсов по Приморскому краю «разрешение на проведение работ по определению запасов и распределению численности дальневосточной лягушки с изъятием ее» из природы. Причем на 18 реках Приморья объемы отлова были определены как весьма значительные – до 200 тысяч особей. В чем заключалась научная значимость этого мероприятия - непонятно, но коммерческая сторона очевидна, поскольку предполагала продажу лягушек в Китай.

Для отлова лягушек привезли все тех же китайцев. Но в этом была главная ошибка руководства

«Палитры». Правоохранительные и природоохранные органы, которые с большим подозрением относятся к гражданам Поднебесной, задерживали добытчиков чуть ли не на каждом углу. Иногда вполне обоснованно - в заказнике «Барсовый» и вблизи Уссурийского заповедника. В результате было отловлено всего около шести тысяч лягушек. И на этом работы решено было свернуть.

Это был чуть ли не единственный опыт легальной заготовки лягушек. И закончился он плачевно. В то же время китайцы, задействованные на сельхозработах в различных районах Приморья, добывают лягушку абсолютно нелегально. Вот и получается, что нашими природными ресурсами пользуются соседи, а мы, как Иван-царевич из русской народной сказки, до сих пор держим в руках только лягушачью кожу...

Автор: Александр АЛЕКСЕЕВ, «Владивосток»