“Дальполиметалл” - сырьевой придаток Швейцарии?

Дальнегорское акционерное общество “Дальполиметалл” - старейшее на Дальнем Востоке горно-металлургическое предприятие, выпускающее свыше 40 процентов российского свинца и цинка - отметило в апреле свой 100-летний юбилей. Однако сегодня “Дальполиметалл” переживает не лучшие времена: его убытки в прошлом году составили 80 миллиардов рублей. Несмотря на наличие вскрытых залежей полиметаллических руд, поставлено на консервацию Смирновское месторождение, закрыты Ахобинский рудник и Краснореченская обогатительная фабрика. Крупнейший Николаевский рудник, построенный в 1982 году с проектной мощностью в 1 миллион тонн руды, ежегодно добывает теперь не более 400 тысяч тонн. Председатель комитета по промышленности администрации Приморского края Сергей Куракин (в прошлом - финансовый директор “Дальполиметалла”) считает, что “наиболее радикальная мера для выхода предприятия из кризиса - развитие собственного металлургического производства”. Но швейцарский концерн Glencore International AG, контролирующий 54 процента акций предприятия, по мнению Куракина, не заинтересован в модернизации и повышении конкурентоспособности предприятия, рассматривая “Дальполиметалл” лишь как производителя полуфабрикатов, в том числе свинцового концентрата. Поэтому губернатор Приморья Евгений Наздратенко заявил о необходимости передачи в краевую собственность принадлежащего “Дальполиметаллу” нового цеха содовой электроплавки свинцовых концентратов, который строится в поселке Рудная Пристань.

29 апр. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №128 от 29 апр. 1997

Дальнегорское акционерное общество “Дальполиметалл” - старейшее на Дальнем Востоке горно-металлургическое предприятие, выпускающее свыше 40 процентов российского свинца и цинка - отметило в апреле свой 100-летний юбилей. Однако сегодня “Дальполиметалл” переживает не лучшие времена: его убытки в прошлом году составили 80 миллиардов рублей. Несмотря на наличие вскрытых залежей полиметаллических руд, поставлено на консервацию Смирновское месторождение, закрыты Ахобинский рудник и Краснореченская обогатительная фабрика. Крупнейший Николаевский рудник, построенный в 1982 году с проектной мощностью в 1 миллион тонн руды, ежегодно добывает теперь не более 400 тысяч тонн.

Председатель комитета по промышленности администрации Приморского края Сергей Куракин (в прошлом - финансовый директор “Дальполиметалла”) считает, что “наиболее радикальная мера для выхода предприятия из кризиса - развитие собственного металлургического производства”. Но швейцарский концерн Glencore International AG, контролирующий 54 процента акций предприятия, по мнению Куракина, не заинтересован в модернизации и повышении конкурентоспособности предприятия, рассматривая “Дальполиметалл” лишь как производителя полуфабрикатов, в том числе свинцового концентрата. Поэтому губернатор Приморья Евгений Наздратенко заявил о необходимости передачи в краевую собственность принадлежащего “Дальполиметаллу” нового цеха содовой электроплавки свинцовых концентратов, который строится в поселке Рудная Пристань.

Экономический эксперимент не спасает от убытков

Решающим шагом Glencore International AG по захвату контроля над “Дальполиметаллом” стала победа в марте 1995 года в инвестиционном конкурсе на право приобретения 15-процентного пакета акций приморского промышленного гиганта. Таким образом, швейцарский концерн сформировал у себя контрольный пакет в размере 54 процентов акций и стал играть основную роль в управлении компанией.

Спустя год, весной 1996 года, Приморская краевая дума приняла решение о проведении на “Дальполиметалле” экономического эксперимента по спасению его от банкротства. Для этого местные власти пошли на беспрецедентные уступки Glencore International AG: были выполнены все условия, на которых швейцарцы были согласны вложить в предприятие в течение 5 лет более 32 миллионов долларов США.

Согласно решению думцев, “Дальполиметаллу”, как и другим предприятиям района, привлекающим зарубежные инвестиции, сроком с 1 января 1995 по 1 января 2001 года были предоставлены значительные налоговые льготы: ставка налога на недра установлена на минимальном уровне в 2 процента, налога на имущество - 1,2 процента, налога на пользователей автодорог - 0,4 процента.

“Экономический эксперимент позволил нам сохранить коллектив и уверенно смотреть в производственную программу 1997 года”, - сказал в интервью корреспонденту “В” генеральный директор предприятия Владимир Машков, занявший этот пост 1 февраля нынешнего года. Тем не менее ожидаемого стремительного роста производства реализация эксперимента не принесла, о чем свидетельствуют растущие убытки предприятия. В 1995 году этот показатель достиг 16 миллиардов, а в первом полугодии 1996 года - 9,7 миллиарда рублей, тогда как 1994 год “Дальполиметалл” завершил с прибылью в размере 22 миллиардов.

Несмотря на это, Glencore International AG, по-видимому, не намерен ограничивать вложения в развитие рудной базы “Дальполиметалла”. Являясь крупнейшим зарубежным потребителем его продукции, швейцарский концерн получил возможность устанавливать выгодные для себя цены на концентраты. “Все возрастающие убытки остаются в России, а прибыли - в Швейцарии”, - говорит председатель совета директоров ЗАО “Электрум” Владимир Верещаков, металлург с 33-летним стажем работы, прежде работавший в “Дальполиметалле” в должности заместителя директора по капитальному строительству.

Он утверждает, что в настоящее время сырьевая база “Дальполиметалла” подвергается “по сути хищнической выработке наиболее богатых участков месторождений”. Дело в том, что в Приморье уже практически не осталось месторождений с высоким содержанием одного или двух металлов. Рудники “Дальполиметалла” не могут конкурировать с австралийскими, где содержание свинца и цинка выше в 2-3 раза. Поэтому если по российским кондициям запасов полиметаллических руд на предприятии хватило бы не менее чем на 20 лет, то по кондициям Glencore International AG - только на 5-6 лет.

Промедление президента грозит остановкой производства

Между тем представители нынешней администрации “Дальполиметалла” оценивают положение дел на предприятии не столь пессимистично. В частности, по словам председателя совета директоров предприятия Евгения Помпы, представляющего Glencore International AG, АО завершило реализацию инвестиционной программы общей стоимостью в 10,5 миллиона долларов США и 12 миллиардов рублей. В результате, как было отмечено на годовом собрании акционеров предприятия 18 апреля, производство свинца и цинка в концентрате в течение первых трех месяцев нынешнего года возросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в полтора раза.

Заместитель председателя совета директоров “Дальполиметалла” Юрий Котлов в свою очередь отмечает, что компания пользуется кредитами Glencore International AG на пополнение оборотных средств. Кроме того, “Дальполиметалл”, по его словам, не испытывает проблем с платежами за произведенную продукцию, поскольку большая ее часть оплачивается еще по мере накопления на складе.

Мнения бывших и нынешних руководителей предприятия сходятся в одном: “Дальполиметалл” испытывает серьезные проблемы с реализацией свинцового и цинкового концентратов, содержащих также золото и серебро. “К 1 апреля на нашем складе скопилось готовой продукции на 24 миллиарда рублей, которую мы не можем реализовать на внешнем рынке”, - говорит Владимир Машков. По его словам, это происходит из-за того, что президент России до сих пор не подписал указ “О поставках на экспорт сырья, содержащего драгоценные металлы”.

К примеру, Glencore International AG уже перечислил “Дальполиметаллу” за продукцию около 10 миллионов долларов США, однако концентраты до сих пор находятся на складе в Дальнегорске. Дальнейшее промедление главы государства может в конце концов привести к полной остановке предприятия. Продавать же концентраты на российском рынке невыгодно, так как действующие железнодорожные тарифы и кризис неплатежей “съедают” всю прибыль, а собственное плавильное производство “Дальполиметалла” из-за невысокой мощности не удовлетворяет потребности предприятия в переработке полиметаллических руд.

Новый свинцовый завод станет основой приморской металлургии

Единственный в России завод по производству рафинированного свинца и металлического висмута методом горновой плавки был построен в поселке Рудная Пристань, в 35 километрах от Дальнегорска, в 1929 году, когда советское правительство сдало рудники Тетюхе в концессию английской фирме “Тетюхе энд корпорейшн”. 1 января 1932 года из-за нарушений договора британцам указали на дверь, а завод проектной мощностью в 10 тысяч тонн рафинированного свинца в год продолжает выпускать продукцию до сих пор. В 1996 году объем производства здесь составил 3 тысячи тонн: завод простаивал 105 дней.

Условия труда здесь невыносимы: проведя в полутемном цехе лишь несколько минут, непривычный человек начинает понимать, что испытывает рыба, выброшенная на берег. 150 рабочих проводят здесь день за днем в течение многих лет. По свидетельству медиков, содержание свинца в крови работников завода в несколько раз превышает допустимый уровень. По экологическим соображениям производство должно было быть остановлено здесь еще 1 января нынешнего года, но печи по-прежнему выплавляют свинец.

“Я работаю здесь уже 5 лет, - рассказывает 65-летний плавильщик Борис Попович, вынужденный работать, так как пенсии не хватает на жизнь. - Уже давно мы не видели ни дополнительного питания, ни спецодежды. Зарплату задерживают по 4-5 месяцев”. Зарплата Бориса Дмитриевича составляет 900 тысяч рублей в месяц. Еще меньше получает плавильщик Николай, попросивший не называть в газете его фамилию. Он проработал на заводе с 1960 года и говорит, что другую работу в Рудной Пристани искать “тяжело и бесполезно”.

Поэтому продолжение строительства в поселке нового цеха электросодовой плавки имеет не только экономическое, но и социальное значение. “Без него Рудная Пристань умрет, и ее придется стереть с карты Приморского края”, - считает мэр Дальнегорска Виктор Старченко.

Проектная мощность нового завода составляет 16 тысяч тонн рафинированного свинца в год. А после его дооборудования более современными газлифтными установками он сможет перерабатывать в год до 50 тысяч тонн свинцово-цинковых, оловянных, медьсодержащих и золото-серебряных концентратов с получением очищенного свинца, металлического олова, золото-серебряных сплавов, окиси цинка, висмута, индия, кадмия, а также сжиженного сернистого газа. При инвестициях в размере 80 миллионов долларов США чистая прибыль может достигать 36 миллионов долларов в год. А пока упущенная выгода “Дальполиметалла”, продавшего за рубеж уже около 200 тысяч тонн концентрата, составляет свыше 20 миллионов долларов, так как существующая технология не позволяет выделять содержащиеся в них редкие металлы.

Данная технология была разработана специалистами научно-исследовательского центра “Кристалл” (Красноярск) по заказу закрытого акционерного общества “Электрум”, созданного в сентябре 1994 года с уставным капиталом в 10 миллиардов рублей. Его учредителями являются АО “Бор”, “Дальполиметалл”, “Хрустальненская оловодобывающая компания”, горнорудная компания “Восток”, Краснореченский леспромхоз, административный комитет СЭЗ “Находка” и Приморский банк Сбербанка России. При этом по уставу компании доля каждого из учредителей не может превышать 20 процентов.

Иностранные инвесторы решили договориться

В настоящее время “Дальполиметалл” уже вложил в строительство завода 14 миллиардов из собственных средств, что позволило на 80 процентов выполнить необходимые строительно-монтажные работы. Однако Glencore International AG отказался от завершения строительства, мотивируя это высокой стоимостью кальцинированной соды (используемой в технологическом процессе), а также нежеланием “нести ответственность за экологические последствия многолетней эксплуатации старого свинцового завода”.

Однако проект модернизации плавильного производства на “Дальполиметалле” получил мощную поддержку краевых властей, выраженную в заявлении губернатора Евгения Наздратенко о необходимости передачи завода в краевую собственность. Среди возможных механизмов данной операции - передача завода в счет погашения “Дальполиметаллом” бюджетных долгов, сумма которых к сегодняшнему дню превышает 100 миллиардов рублей.

После передачи завода краевые власти планируют привлечь иностранные инвестиции для завершения строительства. Как сообщил председатель совета директоров ЗАО “Электрум” Владимир Верещаков, уже достигнута договоренность с японской корпорацией Sumitomo о кредите в размере 1 миллиона долларов США на два года под 9 процентов годовых. При этом расчет по кредиту и процентам предполагается осуществлять продукцией металлургического производства, то есть рафинированным свинцом.

В свою очередь руководство “Дальполиметалла” решительно воспротивилось такому повороту событий. Генеральный директор предприятия Владимир Машков настаивает на создании акционерного общества с участием “Дальполиметалла”, краевой администрации и, возможно, АО “Дальэнерго”, которому “Дальполиметалл” задолжал весьма солидную сумму. Однако в приморском Белом доме, по словам председателя комитета по промышленности Сергея Куракина, считают такой вариант неприемлемым, так как у нового АО при отсутствии оборотных средств возникнут известные сложности с приобретением на “Дальполиметалле” сырья.

Glencore International AG оперативно отреагировал на угрозу национализации части имущества “Дальполиметалла”. На первом же заседании совета директоров, избранного на годовом собрании акционеров предприятия, было принято кардинальное решение о том, что строительство завода будет возобновлено при участии швейцарского концерна. Пока неясно, когда начнется осуществление проекта, но уже в мае в Дальнегорск прибудет комиссия из Швейцарии, которой предстоит детально оценить ситуацию.

Не исключено, что затем Glencore International AG вступит в переговоры с Sumitomo об инвестировании завершения строительства. Интересно, что ранее швейцарцы решительно воспротивились японскому кредиту и “Дальполиметалл” был вынужден отказаться от сделки с Sumitomo.

Автор: Дмитрий ЧЕРНОВ, “Владивосток”