Будем живы и здоровы…
Не увидели театра ТОФ в привычном осеннем театральном раскладе зрители. Увы, Дом офицеров флота – удобная площадка – находится в состоянии ремонта. И тем не менее ноябрь для коллектива оказался весьма насыщенным, с той лишь разницей, что спектакли играли на сцене театра молодежи. Там же состоится премьера нового сезона: 11 и 12 декабря актеры сыграют пьесу современного французского драматурга Пьера Шено «Будьте здоровы». Значит, живы?
Не увидели театра ТОФ в привычном осеннем театральном раскладе зрители. Увы, Дом офицеров флота – удобная площадка – находится в состоянии ремонта. И тем не менее ноябрь для коллектива оказался весьма насыщенным, с той лишь разницей, что спектакли играли на сцене театра молодежи. Там же состоится премьера нового сезона: 11 и 12 декабря актеры сыграют пьесу современного французского драматурга Пьера Шено «Будьте здоровы». Значит, живы?
– К счастью, живы, - говорит художественный руководитель театра Андрей Бажин. - Да, нас сложно найти. Играем на сцене театра молодежи, репетируем – в клубе ТОВМИ. Конечно, это не способствует хорошему настроению. Я не могу обманывать артистов, лукавить, обещая то, в чем я не уверен. Остается надежда, пусть и призрачная. ТОФ не отказывается от своего театра, но наш статус пока непонятен. Нам говорят, после ремонта мы сможем давать спектакли в Доме офицеров флота, но репетировать будем в другом помещении. Есть распоряжение о том, чтобы сделать Матросский клуб творческим домом, в котором найдет свое место и театр. Но это тоже пока в проекте. Глупо обижаться на такое положение вещей, я понимаю ситуацию на флоте. Но нам, конечно, хотелось бы, чтобы наш статус остался хотя бы таким, каким он был до этого года. Чтобы мы были там не гостями, а в какой-то степени хозяевами. Но это вопрос…
- В свое время театр ТОФ сравнивали со столичной «Табакеркой» - один курс, единое творческое пространство. Какой сегодня?
- Прежде всего актеры много работают, впрочем, как в других театрах. Я даже где-то их провоцирую на то, чтобы они еще где-то работали, конечно, не в ущерб основным спектаклям. Но дух единого коллектива сохраняется. Видите ли, в нормальных условиях может существовать любая труппа. А в таких, как у нас сегодня, – только очень сплоченный коллектив. Наши заслуги признают коллеги, в этом году нашему театру присудили четыре профессиональные номинации, к слову, это говорит как раз о перспективности труппы. Курс, который пришел несколько лет назад, и составляет основу. Хотя сегодня - это уже старшее поколение. А в этом году состав пополнился новыми актерами, молодыми, из числа выпускников академии искусств, моих бывших студентов. Посмотрим, как они проявят себя в этом театре.
- Андрей Юрьевич, что можно назвать «фишкой» театра, отличающей его от других?
- Во Владивостоке действительно четыре театральных коллектива, и все разные. Мы занимаем свою нишу. Насколько я знаю, к нам очень внимательно относится творческая молодежь. Они приходят и интересуются. Дело в том, что в любимом мною театре им. Горького есть строгие академические каноны, которые заставляют молодого актера обрести некую форму, академическую форму и потом совершенствовать ее. Но у кого-то свой почерк. Это качество молодых прежде всего. Не случайно в столице сегодня много камерных театров, можно сказать, театриков, в которых работает молодежь. Это появляется и у нас. Молодой режиссер Лида Василенко поставила спектакль «Двое в темноте» - здесь реализована как раз идея подвального театра. Такого не было во Владивостоке. Это цепляет. Что касается нашего коллектива, его фишка – молодость. Она и определяет какие-то творческие особенности. Мы берем классику драматургии – Мольера, Островского, но играют молодые актеры. И возраст диктует другой подход, заставляет идти на какие-то компромиссы, которых не
предполагает автор. Это новый взгляд в освоении материала. Этот маршрут как раз и определяет самобытность театра. К слову, с нами согласился работать художник Александр Арсененко. Премьера – его дебют в качестве главного художника. Тоже повод подумать о перспективности. В то время, когда невозможно предсказать даже сроки окончания ремонта, Саша поверил нам. Мне очень бы хотелось, чтобы он задержался. Он - птаха свободная, но наш диалог состоялся достаточно легко. Наверное, он знал о нас, видел те условия, в которых мы заканчивали прошлый сезон. И вот мы работаем вместе с Птицеловом.
- А вам, еще недавно играющему актеру, а сегодня руководителю, сложно в этом театре?
- Главная сложность – невозможность создать условия. В остальном… Те требования, какие я предъявлял в институте к студентам, я продолжаю предъявлять актерам. И пока мы понимаем друг друга. Мы вместе думаем о кассе, о зрителе, о том, чтобы выжить. Может быть, потому и комедия. Пьеса «Будем здоровы» - озорной хулиганский жанр. Мы пытаемся жить в нем.
В апреле ожидается еще одна премьера. На этот раз пьесу Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович» ставит Стас Мальцев. Сразу же после декабрьской премьеры актеры приступают к репетициям. Стас считает, что выбор темы попал в самую точку: «Сейчас пришло время антигероя. Когда на дворе смута, наступает время того, кто остается человеком, несмотря ни на что. Князь Мышкин, Пьер Безухов, царь Федор Иоаннович…»
Автор: Ольга ЗОТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"