Москва - Владивосток: флагман и бастион, или Из чего делаются брэнды?

Что такое брэнд? По большому счету – это устойчивая положительная репутация товара в глазах у массового потребителя. До недавнего времени это понятие употреблялось в России исключительно в отношении международных компаний. Но не за горами времена, когда государство ограничит контроль качества товаров принципом «не навреди». И с этого момента создание российских брэндов станет самостоятельной индустрией. В чем ее секреты? Адресуем вопрос тем, кто имеет практический опыт. Например, представителям Русской винно-водочной компании, создавшим торговые марки водок «Флагман», коньяков «Бастион», участвовавшим в разработке торговой марки водок «Кристалл».

3 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1275 от 3 дек. 2002

Что такое брэнд? По большому счету – это устойчивая положительная репутация товара в глазах у массового потребителя. До недавнего времени это понятие употреблялось в России исключительно в отношении международных компаний. Но не за горами времена, когда государство ограничит контроль качества товаров принципом «не навреди». И с этого момента создание российских брэндов станет самостоятельной индустрией. В чем ее секреты? Адресуем вопрос тем, кто имеет практический опыт. Например, представителям Русской винно-водочной компании, создавшим торговые марки водок «Флагман», коньяков «Бастион», участвовавшим в разработке торговой марки водок «Кристалл».

В условиях рыночной экономики брэнд является оправданным аналогом нашего доперестроечного «Знака качества». Это та самая фирменная марка, просто взглянув на которую покупатель говорит себе: «Я знаю, кто это делает. Они плохо не работают». Кто усомнится в качестве платков из Павловского Посада или минеральной воды «Боржоми»? Но чтобы эти марки стали тем, что они есть, пришлось трудиться десятку поколений.

Недавно побывавшие во Владивостоке руководители Русской винно-водочной компании – люди новой экономической формации. Они принадлежат к числу российских менеджеров, создающих брэнды за пару лет: «Кристалл» с черной этикеткой, «Флагман», «Бастион». В компании считают, что главное – это люди. Разработчики, чей творческий исследовательский подход - гарантия уникальности продукции. Квалифицированные технологи, обеспечивающие товару стабильные потребительские характеристики. Управленцы, способные, невзирая на конкуренцию, продвинуть продукт на рынке. Фраза «Подбор людей – главное» совсем не кажется здесь банальной. Даже в условиях серийного производства успех продукта у потребителей зависит от того, сколько в него вложено душевных сил.

БАСТИОНЫ ЛЕГКО НЕ ДАЮТСЯ

Любому, кто пробовал коньяк «Бастион», известно, что он приятно сочетает высокую парижскую моду и среднюю российскую цену. А вот что с его созданием связана целая легенда, наверняка не знают даже его приверженцы. Появление в конце 90-х новой марки российского коньяка было чудом. Правда, его заметили только те, кто знал: у России в тот момент уже совсем не осталось виноградной базы. Откуда взялся приятный сюрприз гурманам?

Профессор Игорь Скурихин шел к взятию этого своего бастиона почти семьдесят лет. В конце пятидесятых его труды по термообработке коньячных продуктов уже были известны во всем мире. Рецепт коньяков марки «Бастион» стал достойным венцом его деятельности: у французских производителей коньячной продукции размещают заказы многие фирмы. Но коньяк «Бастион» - единственный заказной из России продукт, который в декларации министерства экономики Франции обозначен как коньяк. Остальные декларируются как бренди.

Пару лет назад профессор Скурихин впервые попал во Францию, где уже было размещено производство разработанного им «Бастиона». Руководство французской фирмы встречало его в полном составе. Оказалось, они учились на его работах. Сегодня на стене кабинета, где проходила встреча, в рамке висит фотография - руководство фирмы запечатлено вместе с русским профессором. Для французских коньячных дел мастеров Скурихин – мэтр. И личное знакомство с ним – предмет гордости.

СТАРАЕМСЯ ВСЕ ДЕЛАТЬ САМИ

Еще одна живая легенда РВВК – руководитель департамента по соблюдению технологии и контроля производства Галина Зайканова. Специалист, проработавший в отрасли сорок лет, главный технолог завода «Кристалл», ведущий эксперт международного винно-водочного салона «Мондигаль» в Брюсселе.

Галина Зайканова: «Появление водок класса «премиум», к которому относится наша основная продукция, стало возможным только после внедрения новых технологий по очистке спирта. Сорок лет назад технологам такие параметры даже не снились. Вода, которая используется в наших технологиях, тоже проходит несколько этапов - умягчение, очищение, осветление. Мы добиваемся соответствия стандартам на уровне анализа допустимых химических соединений.

Основные усилия и ресурсы фирмы сегодня сосредоточены на производстве высококачественного спирта. У нас уже есть собственные первичные заводы. Тот, кто выиграет эту гонку сегодня, тот завоюет завтра симпатии потребителя. А вообще уникальность РВВК состоит в том, что наши брэнды мы делаем сами. Мы контролируем не только производство спирта, но и буквально все этапы производства и реализации – от разработки рецептуры или внешнего оформления бутылки и до отгрузки продукции конечному потребителю. Кстати, о дизайне бутылки. Они сделаны из того же стекла, что и бутылки к коньяку «Курвуазье».

ФЛАГМАН - ОН И В АФРИКЕ ФЛАГМАН

На легальных приморских прилавках сегодня представлены алкогольные напитки шести десятков производителей. Пойди впишись в рынок с таким уровнем конкуренции! Еще пару лет назад ассортимент завозного алкоголя у нас был куда беднее.

 Вице-президент РВВК по продажам Константин ПОПОВ объяснил это просто: «До 2001 года власти большинства российских регионов в отношении к местным производителям алкогольных напитков придерживались политики протекционизма. Дело доходило до того, что ввоз иногородней водки запрещался административно. Это можно было понять: по действовавшей тогда системе акцизов доходы в региональный бюджет поступали только от местных производителей.

Законным производителям нужны открытые рынки. Мы сами инициировали процедуру отмены старой системы акцизов через Российский союз производителей алкоголя. В результате в 2001 году вступило в силу новое положение о сборе акцизов, по которому доходы расщепляются между регионом-производителем и регионом-потребителем. Акцизы начали взимать не с предприятия-производителя, а через специализированные склады. И буквально за год произошли колоссальные изменения: по-новому формируется рынок водки «премиум». В таких случаях важно не упустить момент. РВВК увеличила объемы производства и поставки в регионы с 520 тысяч декалитров в 2000 году до 1,3 миллиона в 2001-м. Планы на 2002 год – 3 миллиона дал. Надеюсь, это позволит нам уже в 2003 году получить 5 процентов российского алкогольного рынка.

Продвижение торговых марок крепких алкогольных напитков ограничивается российским законом о СМИ. Поэтому мы стараемся не повторять ничьих маркетинговых шагов. Новая рекламная акция компании – рождественские подарки покупателям нашей продукции. Каждому – по хлопушке и бенгальской свече: «Хлопнул? Зажигай!».

РВВК есть что предъявить разборчивому потребителю. Водки «Флагман» успешно продаются в 14 странах мира, включая Германию, США, Южно-Африканскую Республику. Причем объем экспорта за один только 2000 год вырос в семь раз.

* * *

Процесс создания доброго имени нисколько не изменился за всю историю человечества. Изменилась только скорость. А формула все та же: если люди, занимаясь делом, которое им по душе, упорно движутся к осознанной цели, успех и признание обязательно придут.

Автор: Татьяна ЧЕРНИЛЕВСКАЯ, специально для «В»