Рекорды и невзгоды

В Москве завершилась запланированная часть прошедшего в громких дебатах Второго всероссийского съезда рыбаков. Запланированная потому, что делегаты, среди которых было немало представителей Приморского края, вполне оправданно полагают, что решения съезда нужно немедленно претворить в жизнь. И таким образом решили официально завершить съезд только по окончании консультаций в регионах, а также встреч с чиновниками высшего уровня. В числе людей, призвавших рыбаков к такому – мирному, но последовательному выходу из ситуации (к слову, отдельные участники форума призывали в один миг объявить общенациональную забастовку с «перекрытием» портов), председатель Госкомрыболовства России Евгений НАЗДРАТЕНКО:

3 дек. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1275 от 3 дек. 2002

В Москве завершилась запланированная часть прошедшего в громких дебатах Второго всероссийского съезда рыбаков. Запланированная потому, что делегаты, среди которых было немало представителей Приморского края, вполне оправданно полагают, что решения съезда нужно немедленно претворить в жизнь. И таким образом решили официально завершить съезд только по окончании консультаций в регионах, а также встреч с чиновниками высшего уровня. В числе людей, призвавших рыбаков к такому – мирному, но последовательному выходу из ситуации (к слову, отдельные участники форума призывали в один миг объявить общенациональную забастовку с «перекрытием» портов), председатель Госкомрыболовства России Евгений НАЗДРАТЕНКО:

- Должен сказать, что съезд не закончился, а прервал свою работу на неопределенный срок. У нас создана инициативная группа, куда вошли лидеры отраслевых профсоюзов, отдельные губернаторы морских областей как члены Совета безопасности РФ, представители коллективов. В регионах активизируется работа по отстаиванию прав рыбаков, мы, в свою очередь, встретимся со спикером нижней палаты парламента Геннадием Селезневым (подобная встреча с главой верхней палаты Сергеем Мироновым состоялась во время работы съезда. - Прим. авт.), донесем нашу резолюцию до президента.

Очень радует тот факт, что Владимир Путин сердцем воспринимает тяготы рыбаков. Важно отметить и то, что форум не нес конкретной цели выразить власти однозначное политическое недоверие, как могло показаться невооруженным глазом. Здесь, как и во многих других случаях, важнее не скандалить, а напрямую доказывать свою правоту в законодательных органах страны.

- Евгений Иванович, а не боитесь, что представители влиятельной «праволиберальной» правительственной группы, посмотрев на вашу принципиальность и откровенную критику политики того же Германа Грефа, в один момент смогут вас просто уничтожить политически? Особенно сейчас, когда вы при поддержке большинства делегатов съезда вознамерились ни много ни мало довести статус госкомитета до министерства рыбного хозяйства.

- На должность председателя Госкомрыболовства я назначен лично президентом Российской Федерации, и в задачах моей деятельности непременная благонадежность правительству не числится. По большому счету я в ответе только перед президентом. И моя благонадежность должна выражаться в защите интересов полутора миллиона рыбаков и их семей.

А что касается преобразования Госкомрыболовства в министерство, то дело не в названиях и даже не в статусах. Посмотрите сами – таможня не называется министерством, но тотально, по всей стране контролирует ситуацию в своей области. В советские времена тоже был один такой комитет, от которого всех трясло. Мы можем называться департаментом или даже отделом, но что толку, если реальных рычагов влияния у нас не так много: наши по своей природе административные функции разбросаны по всему спектру правительственной горизонтали. До моего прихода в ГКР коллектив комитета постоянно находился «в уволенном состоянии», другими словами, сидел на чемоданах в поисках более стабильного места, что и привело к полной дезориентации ведомства. А в это время Россия выходит из всех международных договоров по рыболовству, из 63 зарубежных представительств осталось 12. Подрывается продовольственная безопасность, сокращаются объемы вылова морских биоресурсов…...

Сейчас мое пребывание на этом посту, а с момента назначения прошло почти два года, называют своеобразным рекордом. Еще раз повторю, что вся проблема не в названиях, а в полномочиях и ответственности.

- Присутствовавший на съезде вице-премьер, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев - один из немногих влиятельных членов правительства, кто в принципе числится в ваших соратниках даже в таком вопросе вопросов, как платные аукционы по продаже рыбных квот…

- Гордеев – честный человек, с которым легко работается. С ним мы принципиально против аукционов и сходимся во мнении, что больше полномочий в распределении квот нужно отдать на места, в рыбохозяйственные советы, в руки губернаторов морских регионов. Многие чиновники хотели уже в следующем году вынести на торги до 80 процентов всех общедопустимых уловов, сейчас эта цифра сбита до 40 процентов. Но битва за это дело была такая суровая, что кому-то придется заплатить своей высокой должностью.

- На уровне Дальневосточного федерального округа ваша фигура последнее время не сходит с первых страниц: то полпредство обвиняет вас в ущемлении все тех же «квотных прав» Хабаровского и Приморского краев, то появляются слухи, что Наздратенко на будущих выборах президента страны будет «ответственным» за ДВФО. Внесите ясность.

- Ну до выборов еще далеко, и Владимиру Путину еще предстоит отработать положенный срок. Никаких предвыборных штабов тоже пока не создано. Не исключаю, что в будущем, если Владимир Владимирович будет баллотироваться на следующий президентский срок, такие представители в регионах действительно появятся, но мне такого предложения не поступало.

А что касается конфликта с властями отдельных субъектов Дальнего Востока...… Каждый может говорить что угодно, но я к своим словам готов приложить документы: администрация Приморского края не совсем верно распределяет квоты. Отдельным не самым крупным предприятиям, которые находятся под покровительством чиновников, в процентном отношении дается квот больше, чем таким гигантам, как «Дальморепродукт», а рыбацкие монопоселки вообще поставлены на грань уничтожения. Если нам не вмешаться, то кто еще ответит перед президентом за беспечность по отношению к простым рыбакам?!

- Как развивается судебный процесс, в котором Госкомрыболовства выступает истцом к газете «Известия» по поводу нашумевшей публикации «Мафия и море»?

- Пока что газетчики действуют на эмоциях, не предоставляя судье документов по каждому спорному в публикации утверждению. Из-за этого заседание постоянно переносится. За свои честь и достоинство мы намерены бороться до конца.

- Ваше ведомство привлекло внимание еще одним конфликтом. Складывалось даже ощущение, что всероссийский съезд для отдельных федеральных СМИ в связи с этим выглядит рядовым событием, - я имею в виду вашего заместителя, г-на Холода, который обвиняется в превышении должностных полномочий при перераспределении магаданских квот.

- В этом деле вины Леонида Холода абсолютно нет. Госчиновник вместе с замдиректора ФПС России Логвиненко добросовестно выполнил предшествовавшее этому распоряжение премьер-министра Михаила Касьянова. Вот документы.

- Вокруг судна «Тулун» разгорелся целый детектив. Вкратце, какова позиция Госкомрыболовства?

- Мое мнение, как человека, знающего о конфликте не понаслышке: судовладельцы таким образом сражались за собственность. Криминальная ситуация в морях приобретает и такие – пиратские – формы. Это еще раз говорит о том, что в дальневосточных водах государству пора наводить порядок. Кстати, наш комитет давно настаивает на принятии закона о рыболовстве, в том числе чтобы окончательно узаконить нашу ультрасовременную службу морского мониторинга. Все мельчайшие нарушения закона в российских водах мы можем проследить в доли секунд, сегодня крайне важно, чтобы это было легитимным доказательством вины того или иного судовладельца. Кстати, президент поддержал эту инициативу.

- Когда накануне в Приморье вашего соратника Олега Кожемяко депутаты законодательного собрания выбрали-таки своим представителем в Совет Федерации, многие расценили данный факт как ощутимую победу «блока Наздратенко».

- Да, вне всякого сомнения, я поддерживал Кожемяко, хотя, признаюсь, еще будучи губернатором, воспринял его сначала не очень. Потом пожалел об этом, так как Олег Николаевич, хоть и пришел из другой сферы бизнеса, в рыбной промышленности не потерялся. Наладил производство, обеспечил людей работой, на личном примере, первым делом поучаствовав в путине, прочувствовал все проблемы рыбаков. За это его можно только уважать.

А еще по этому поводу должен сказать, что, поверьте, я не борюсь с губернатором Сергеем Дарькиным. Просто за то, что пережита очередная, теплая или холодная, зима, нужно прежде всего восхвалять не чиновников, а простых приморцев.

Автор: Александр СЫРЦОВ, «Владивосток», Энвер СМИРНОВ (фото), специально для «В»