Нашлись!
Ровно пять месяцев назад под рубрикой «Найди меня» «В» опубликовал первые снимки детей, которых можно усыновлять. За это время мы побывали во многих домах ребенка, детских домах, больницах, где живут круглые сироты (в меньшинстве) и сироты при живых родителях (их очень много). Дети там, как правило, хорошо накормлены и красиво одеты. Но ни из одного такого учреждения мы не ушли с легким сердцем – очень уж сложны, а порой и трагичны судьбы этих ребятишек.
Ровно пять месяцев назад под рубрикой «Найди меня» «В» опубликовал первые снимки детей, которых можно усыновлять.
За это время мы побывали во многих домах ребенка, детских домах, больницах, где живут круглые сироты (в меньшинстве) и сироты при живых родителях (их очень много). Дети там, как правило, хорошо накормлены и красиво одеты.
Но ни из одного такого учреждения мы не ушли с легким сердцем – очень уж сложны, а порой и трагичны судьбы этих ребятишек.
Наверное, никогда не изгладится из нашей памяти кроха, которую вернули к жизни в больнице города Партизанска. Мы не стали ее фотографировать – ТАКОЕ нельзя выносить на всеобщее обозрение. Потому что (как бы это кощунственно ни звучало) малышка, одетая в веселенький костюмчик, очень напоминает тех обезьянок, с которыми любят фотографироваться отдыхающие на Спортивной Гавани Владивостока. Ей уже год, она топает по больничной палате, улыбаясь каждому, кто протянет ей руку. Но при этом девочка весит всего 4(!) кг. Представьте на секунду ходящего новорожденного. Жутко. При этом, как сказала заведующая отделением больницы Ольга Капустина, девочка родилась без серьезных патологий, только недоношенная. Но сколько таких, появившихся на свет раньше времени, выросли полноценными людьми! Этой не повезло. Мать ее просто не кормила. Вволю нагулявшись и вернувшись под утро домой, лишь бутылочку с водой совала в крошечный ротик. Малышка же отчаянно цеплялась за жизнь. И несмотря ни на что, выжила. Поздновато, правда, к врачам попала. Теперь, как говорят специалисты, нормальным человеком она сможет стать только в том случае, если кто-то года два будет полностью посвящать себя ей. На такое способна лишь безмерно любящая свое дитя мать. У этой малышки даже плохой мамы теперь нет.
Конечно, не со всеми детьми, живущими ныне на казенном обеспечении, изначально поступали так жестоко. Некоторые были накормлены и даже окружены заботой. Только экономический кризис, обрушившийся на страну, породил и кризис семьи. В Славянке Хасанского района Людмила Егорова, заведующая сектором охраны прав детства, рассказала о династиях детдомовцев. Когда открылся первый в Славянке детский дом, в него направили сразу шестерых детей из одной некогда дружной семьи. Отец начал пить, мать посадили. Выйдя из тюрьмы, она еще троих родила – сейчас и они в детдоме. Старшая девочка, которая по возрасту в казенное учреждение не попала, уже ведет довольно свободный образ жизни, нет никакой уверенности, что со своими детьми она не поступит так же.
Происходит деградация общества, детских домов уже не хватает. Но что удивительно – живущие там, как правило, красивы, умны и талантливы. В своих публикациях мы еще непременно расскажем о юных художниках, музыкантах, спортсменах – воспитанниках детских домов. Наверное, прав главный врач владивостокского дома ребенка Виктор Касьян, сказавший нам однажды: «Не бойтесь плохой наследственности, главное – это окружение». По крайней мере на празднике, организованном недавно автономной некоммерческой организацией содействия молодой семье «Венец» и театром молодежи, все 300 воспитанников детских домов из разных районов края отличались ухоженностью, хорошими манерами и интеллектом – с удовольствием участвовали в конкурсах, получали призы за отличную учебу. Если уж при «групповом» воспитании вырастают такие замечательные личности, что говорить о детях, попавших в семью?
После первых публикаций под рубрикой «Найди меня» в редакции раздались телефонные звонки – расскажите о ребенке, дайте телефон. Казалось, пройдет несколько дней, и малыши обретут любящих родителей. Но жизнь – не сказка. Кто-то передумал брать ребенка – слишком велика ответственность и непривычны ограничения, с которыми будет связана жизнь. Другие, придя в детский дом, поняли, что им ближе не тот, кого присмотрели по фотографиям. Сомнения естественны, колебания понятны, да и не все знают, что кроме усыновления существуют и другие формы общения с ребенком. Однако были и те, кто давно, иногда даже подсознательно, готовил себя к такому шагу. Публикация фотоснимков и маленьких рассказов о детях стала лишь толчком к решению. И вот уже пятеро наших (мы их искренне считаем своими крестниками) детей обрели родителей.
До чего же хотелось по примеру американцев устроить настоящий праздник в этих семьях! За рубежом приезда новоиспеченных мам и пап с ребенком ждут родственники и друзья, для них готовят подарки, устраивают чаепитие. Ведь это действительно великое событие, которое должно запомниться на всю жизнь. Увы, у нас другие традиции. В отделах опеки нам говорили: «Не тревожьте семьи, им не до вас». Сами родители тоже не стремятся афишировать изменения, произошедшие в их доме. Психологи и другие специалисты, работающие с детьми, считают такое поведение ошибочным. Ведь ребенку, уже в сознательном возрасте неожиданно узнавшему, что мама и папа не родные, гораздо труднее свыкнуться с этой мыслью. Там же, где от ребятишек ничего не скрывают, никаких трагедий не происходит. Как, например, в большущей семье Тимониных из Фокино – дети, попавшие в этот дом в разном возрасте, прекрасно знают, что мама и папа к их появлению на свет отношения не имеют, но любят их горячо и беззаветно. Впрочем, как и Таня, жившая недавно в Хасанском детдоме, которая говорила нам: «Я свою новую маму никогда в жизни не брошу». Что делать, в России иногда даже место жительства меняют, чтобы ребенок правду не узнал. Хотя и мало кому удается ее скрыть. Поэтому сегодня мы публикуем фотографии «наших» малышей, нашедших семью, даже без имен – дети в таком возрасте меняются быстро, их трудно узнать.
Мы счастливы за каждого ребенка, который теперь может прислониться к родному плечу, увидеть улыбку, предназначенную только ему. И очень надеемся, что детей, обретших свое личное счастье, с каждым месяцем будет становиться больше. Потому что невозможно, глядя в поднятые на тебя ждущие глаза, найти слова, чтобы ответить на порой немой, а порой и произнесенный вслух вопрос: «А меня возьмут?»
P. S. Если кто-то из усыновителей, взявших ребенка после наших публикаций, не скрывает этого счастливого события в своей жизни, позвоните в редакцию по тел. 415-670 или в представительство ВАДИР по тел. 319-746. Мы будем рады увидеть своих «крестников» и рассказать о их новой жизни читателям «В».
НАЙДИ МЕНЯ
Подростки, живущие в детских домах, часто делают вид, что им никто не нужен, сами, без поддержки проживут. Но окунувшись во взрослую жизнь, понимают, как беспомощны они, привыкшие к постоянной опеке, в незнакомой ситуации. Им нужны просто друзья, которые могут дать дельный совет, выслушать, подбодрить. Вот и эти двое ребят из Хасанского детдома немного хорохорились, когда мы предложили их сфотографировать – мол, мы и сами с усами. Но в душе-то они тоже немного робеют, не знают, что их ждет после выпуска из ставшего родным детского дома.
Ксюша – девочка доброжелательная, практически со всеми в хороших отношениях. Четвертый год из своих 12 лет живет в детском доме. Привыкла, говорит, что ей нравится. Любит рисовать, увлекается математикой. Она немного кокетлива, роль фотомодели явно пришлась ей по душе.
Виталию уже 15, он учится в 8-м классе, с удовольствием посещает уроки химии. Чувствует себя вполне самостоятельным человеком, уверен, что в жизни не пропадет. Увлекается спортом – в школьной команде играет в волейбол и баскетбол. При первом общении немного колючий, но, похоже, это просто защитная реакция.
Автор: Татьяна КУШНАРЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток", совместно с представительством Всемирной ассоциации детей и родителей