Налог на голову

Изрядно тормознув на повороте, приморские депутаты все же приняли скандальный закон о транспортном налоге. Эта эпопея вполне достойна называться настоящим законодательным ДТП.

29 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1274 от 29 нояб. 2002

Изрядно тормознув на повороте, приморские депутаты все же приняли скандальный закон о транспортном налоге. Эта эпопея вполне достойна называться настоящим законодательным ДТП.

Напомним, что из-за изменений в Налоговом кодексе с 2003 года устаревшие дорожные налоги заменит транспортный. Главная интрига в том, что наполнение дорожного фонда перекладывается на владельцев транспорта – прежде всего  автомобильного. Федеральные законодатели утвердили определенные ставки на каждый вид транспорта и рекомендовали областям и краям их принять, оставив своеобразный люфт - право менять в ту или иную сторону не более чем в пять раз.

Специалисты краевой администрации резко «газанули», предложив законодательному собранию Приморья повысить рекомендованные ставки в среднем втрое. Однако депутаты такой вираж закладывать не захотели – крайними-то все равно останутся они – и призвали «Белый дом» к порядку. Рабочую группу, не наработавшую ничего путного, сменила согласительная комиссия, составленная в равной пропорции из депутатского корпуса и аппарата администрации.

Члены комиссии сошлись на том, чтобы освободить от налога ветеранов ВОВ, инвалидов 1 и 2-й групп и некоторые другие категории льготников. Однако законотворчество вновь заглохло на определении размера ставок.

Автовладельцы в любом случае будут платить больше, и это было ясно с самого начала. Вопрос лишь: кто именно и на сколько больше? Согласительной комиссии и бюджетному комитету удалось несколько снизить ставки, первоначально запрошенные краевой администрацией. Тем не менее в минувшую среду у депутатов вновь не поднялась рука принять законопроект. «Отказную группу» возглавили Геннадий Турмов, Леонид Бельтюков и Сергей Сидоренко: другие регионы страны, по их словам, в основном остановились на федеральных ставках (даже в богатой Москве аппетиты законодателей оказались скромнее, чем в Приморье). Ряд их коллег вместе с председателем комитета дорожного хозяйства краевой администрации Владимиром Розенбергом всеми силами старались убедить принять компромиссные ставки: краю нужны хорошие дороги, а те, кто нашел деньги на машины, найдут их и на уплату налога.

Внося первый вариант законопроекта, краевая администрация планировала получить 344 миллиона налоговых рублей (рекомендованные федеральным законом ставки дали бы только 127). Ставки, предложенные позже группой депутатов, дали бы 187 млн., а вариант согласительной комиссии - 294 млн. (хотя, по подсчетам депутатов, эта цифра занижена краевой администрацией чуть ли не вдвое). В любом случае последние ставки устроили краевую администрацию, но никак не депутатов. Они сошлись на том, что выпадающие доходы дорожного фонда можно компенсировать за счет других источников, а «Белый дом» предпочитает пойти по легкому пути сдирания очередной народной шкуры.

В среду после заседания депутаты решили собраться тесным кружком и все обсудить накоротке - утро вечера мудренее. ПДД надо соблюдать даже в законотворчестве – не опубликовав принятый закон до начала декабря, ЗС вместе с краевой администрацией рисковали оказаться в бюджетном кювете, то есть дефиците.

Однако вчерашнее утро для многих депутатов выдалось тяжелым - «помехой справа» оказалось торжественное событие, случившееся в ЗС накануне и отмечавшееся вечером в ресторане. Поэтому споры продолжились, и здоровых голов явно не хватало. 

Как ни смешно звучит, но депутаты все же добились пересмотра компромиссных ставок согласительной комиссии: принятый вчера во втором и третьем чтениях многострадальный законопроект  прогнозирует получение с владельцев транспорта 210 миллионов налога. Утверждена возрастная градация: владельцы более старых машин платят меньше, т. к. среди них много пенсионеров с купленными невесть когда «Москвичами» да «Жигулями». Основное налоговое бремя приходится на новые мощные автомобили.

Развязку законодательного «дальнобоя» с транспортным налогом можно считать компромиссом: закон принят довольно гибким, учтен ряд социальных позиций (хотя в целом утвержденные ставки перекрывают и федеральные рекомендации, и суммы, которые автовладельцы платят сегодня). С другой стороны, затянувшееся обсуждение еще раз показало, что ряд депутатов озабочены прежде всего собственным имиджем. В кулуарах некоторые из них совершенно серьезно досадовали, что «Белый дом» не воспользовался своим правом поднять рекомендованные ставки в пять раз – в этом случае депутатам было бы куда понижать, и даже при плохой игре они сохранили бы хорошую мину. А один из тех, кто поначалу активнее всего вставлял палки в колеса ведомству Розенберга, на последнее заседание не явился вовсе – как говорят, потому, что добился снижения ставок для транспорта, занятого в его личном бизнесе. Рядовые автовладельцы, естественно, интересовали его куда меньше.

Детальный разбор новых налоговых ставок читайте в следующую пятницу в нашей авторубрике «Поехали!»