Угольные пласты в уголовной плоскости

Владельцем государственного пакета акций ОАО «Приморскуголь», принадлежащего администрации Приморья, стало ООО «Альянс Траст плюс». Информация об этой компании пока держится в секрете. По одним сведениям, она принадлежит структурам, подконтрольным «Роснефти», которая и стала обладателем краевой доли угольного предприятия. По другим, в лице «Альянс Траст плюс» победителями на этом этапе приватизации приморских шахт и карьеров стали ярые конкуренты «Роснефти» - группа МДМ. Но в любом случае главная битва за «Приморскуголь» еще впереди. И обещает она быть крайне жесткой – борьба за дальневосточные угли между «стахановцами-олигархами» приобретает уголовный характер.

26 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1271 от 26 нояб. 2002

Владельцем государственного пакета акций ОАО «Приморскуголь», принадлежащего администрации Приморья, стало ООО «Альянс Траст плюс». Информация об этой компании пока держится в секрете. По одним сведениям, она принадлежит структурам, подконтрольным «Роснефти», которая и стала обладателем краевой доли угольного предприятия. По другим, в лице «Альянс Траст плюс» победителями на этом этапе приватизации приморских шахт и карьеров стали ярые конкуренты «Роснефти» - группа МДМ. Но в любом случае главная битва за «Приморскуголь» еще впереди. И обещает она быть крайне жесткой – борьба за дальневосточные угли между «стахановцами-олигархами» приобретает уголовный характер.   

И В ЗАБОЙ ОТПРАВИЛСЯ

Напомним, после того  как Министерство имущественных отношений РФ заявило о продаже принадлежащих ему 36,3 процента акций ОАО «Приморскуголь», губернатор Сергей Дарькин «выставил» на торг «свою» долю в 19,3 процента предприятия. Подробности «проходки» к краевому госпакету акций «Приморскугля» не разглашаются. Заместитель председателя Дальневосточного межрегионального отделения Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Светлана Вобленко лишь поделилась информацией, что государственный пакет акций продан за 102 миллиона 150 тысяч рублей. Договор с покупателем заключен, однако деньги еще не перечислены, поскольку не наступил срок платежа.

О том, что наиболее вероятным претендентом на краевой пласт «Приморскугля» будет  МДМ, в кулуарах поговаривали давно. С администрацией Приморья финансово-промышленную группу связывают крепкие инвестиционные отношения. Сразу после выборов Сергея Дарькина губернатором  уже в августе МДМ приобрела 49 процентов акций ОАО «Торговый порт Посьет», расположенного на юге Приморья и специализирующегося на перевалке твердого топлива. 30 процентов его акций принадлежат входящим в группу экспедиторским компаниям «Лабрис» и «Ферротранс». Сделка состоялась после того, как группа МДМ завершила предварительный анализ состояния угольных месторождений в Приморском крае и выразила намерение купить наиболее рентабельные из них.

Главным конкурентом группы МДМ в схватке за «Приморскуголь» эксперты считают структуры НК «Роснефть». Как известно, компания не скрывает намерений по расширению  своего  бизнес-присутствия на Дальнем Востоке. В Приморье увеличивается сеть АЗС «Роснефти» (только во Владивостоке - 15), дочернее предприятие «Находканефтепродукт» обладает одной из самых крупных перевалочных нефтебаз. К твердому топливу спецы по жидкому давно проявляют известную слабость.

Как прогнозируют эксперты, решающая битва предстоит за пакеты акций «Приморскугля» и «Ургалугля» (Хабаровский край), которые будут выставлены на торги федеральным правительством. О том, что схватка за дальневосточные угли будет предельно жесткой, свидетельствует ситуация вокруг «Дальвостугля» (Амурская область). Здесь угольные пласты уже перешли в уголовную плоскость.  

За право управлять «Дальвостуглем» структуры группы МДМ и компании «Русский уголь» (учрежденной Межпромбанком и «Роснефтью») бьются с переменным успехом. Конфликт перешел на новый виток. В конце прошлой недели (когда еще не ясна была ситуация с «Приморскуглем») представители группы МДМ Олег Мисевра и Андрей Шторх выступили со скандальным заявлением, что компания «Русский уголь», безуспешно испытав все законные средства получения контроля над 30 процентами акций ОАО «Дальвостуголь», прибегла к прямым угрозам.

БАНКРОТСТВО ИЛИ ТЮРЬМА

Судя по тому, как развивается борьба за дальневосточные угольные компании, отправившиеся в «забой» за акциями «Приморскугля» «парни молодые» не боятся альтернативы – банкротство или тюрьма. Как заявил Олег Мисевра, глава «Русского угля» Вадим Варшавский неоднократно предлагал ему отдать акции «Дальвостугля». Г-н Мисевра, по его словам, не придавал им значения до недавнего времени. «Тревожный звоночек» поступил недавно, когда в очередной раз господин Варшавский предложил передать пакет, но, получив отказ, предъявил ультиматум: либо ему уступаются 30 процентов акций «Дальвостугля», либо до 2 октября 2002 года г-ну Мисевре будет предъявлено обвинение в убийстве замгендиректора трейдерской компании «Росуглесбыт» (также входящей в МДМ) Ивана Карташева.

Как говорит г-н Мисевра, на имя генерального прокурора Владимира Устинова поступил странный запрос от депутата  Госдумы  Михаила Бугеры. Тот просил разобраться «с агрессивными и зачастую противозаконными методами, используемыми группой МДМ при поглощении ряда ведущих предприятий угольной отрасли». В письме обращено внимание на то, что выстраивание вертикально интегрированной компании МДМ «сопровождается криминальными действиями». В качестве примера информированный депутат приводит убийство г-на Карташева, «имеющего, по оперативной информации», отношение к выводу наиболее ликвидных активов Красноярской угольной компании (КУК) за рубеж. Депутат просит прокурора расследовать мотивы преступления  и прежде всего участия в этом деле МДМ.

На Дальнем Востоке борьба между структурами МДМ и «Русским углем» ведется уже почти год. В январе Российский фонд федерального имущества выставил на продажу принадлежащий ему пакет в 39 процентов акций компании «Дальвостуголь», добывшей в минувшем году 2 млн. тонн угля. Аукцион выиграла МДМ (она к тому времени уже аккумулировала около 30 процентов акций предприятия) и должна была заплатить 30 млн. долл., однако отказалась это сделать (мотивируя тем, что все активы оказались выведенными). Затем на предприятии была возбуждена процедура внешнего наблюдения (проходит под негласным контролем Межпромбанка, скупившего часть кредиторской задолженности), которая должна завершиться 4 декабря. В этот день решится судьба предприятия: либо оно будет обанкрочено  (кредиторская задолженность составляет примерно 3 млрд. руб., из них 80 процентов - бюджетные выплаты) и затем продано, либо этого не случится.

По мнению г-на Мисевры, «Русскому углю» выгодно, чтобы «Дальвостуголь» стал банкротом: тогда «Роснефть» и Межпромбанк смогут избавиться от конкурента и задешево получить хороший актив. «У «Русского угля» и Межпромбанка, по моим данным, есть какая-то возможность контролировать задолженность «Дальвостугля» перед МНС, - говорит г-н Мисевра, - однако 3 декабря вступает в силу новая редакция закона «О банкротстве», и в соответствии с ней эта задолженность автоматически будет передана ФСФО. МНС потеряет возможность влиять на ход дела, и банкротство «Дальвостугля», которого добивается «Русский уголь», станет невозможным. Именно с этим я связываю резкие шаги «Русского угля» и г-на Варшавского - они хотят до 3 декабря обанкротить предприятие».

НА ЯЗЫКЕ ПОНЯТНОМ

Ультиматум г-на Варшавского г-ну Мисевре, по словам последнего, был предъявлен по телефону «на языке понятий». Глава «Русского угля» якобы потребовал до 2 декабря придумать схему, в соответствии с которой его компании достанутся акции «Дальвостугля», принадлежащие структурам МДМ, и контроль над 10 процентами кредиторской задолженности дальневосточного предприятия. «Он и раньше предлагал нам выйти из проекта, - утверждает г-н Мисевра, - в обмен на неучастие «Русского угля» в покупке «Приморскугля», однако мы отказывались». Теперь же, если верить представителю МДМ, г-н Варшавский и стоящий за ним Межпромбанк собираются подключить прокуратуру и начать уголовное преследование. Сейчас юристы МДМ вместе с адвокатами г-на Мисевры готовят обращение в прокуратуру относительно заявлений г-на Варшавского.

В свою очередь, другой игрок на дальневосточном угольном рынке – глава «Русского угля» Вадим Варшавский заявил, что все обвинения – «ложь от начала до конца». «Это попытка свалить с больной головы на здоровую», - сказал г-н Варшавский. Судя по всему, достойный ответ еще последует. Но еще раньше жесткая критика «оккупационной» региональной политики МДМ звучала, и не исключено, что с подачи оппонентов. Например, на недавней конференции во Владивостоке гендиректор «ДальвостНИИпроектугля» Ильяс Садардинов выдал страшный «прогноз по МДМ», расценив действия претендентов на «Приморскуголь» и «Ургалуголь» как «угрозу гибели угольной промышленности Хабаровского края и Приморья».

Согласно «выводам науки»,  поскольку финансово-промышленная группа  контролирует ряд крупных угледобывающих предприятий Дальнего Востока, «скорее всего  новые владельцы сократят добычу местного угля, отдав предпочтение поставкам с подконтрольных им угольных компаний других регионов России». (С этим связано банкротство «Дальвостугля»?). Учитывая, что затраты на транспортировку в структуре цен на топливо составляют около 80 процентов, цена резко возрастет, что скажется на формировании энерготарифов. Это, по мнению аналитиков «ДальвостНИИпроектугля», повлечет топливно-энергетический кризис на Дальнем Востоке.

Как сообщила заместитель председателя Дальневосточного межрегионального отделения РФФИ Светлана Вобленко, торги по госпакету «Приморскугля» должны состояться до конца года. Но пока Российский фонд федерального имущества еще не получил от Министерства имущественных отношений РФ принадлежащие ему акции для их продажи, поэтому не исключен их перенос. «Мы убедились, что частное управление сегодня бывает гораздо эффективнее, чем управление государственное», - заметил, комментируя продажу краевого пакета, Сергей Дарькин. Первый кусок «Приморскугля» уже отколот. Лишь бы не полетела угольная пыль над всем Дальним Востоком.

Автор: Алексей РАСПУТНЫЙ, «Владивосток»