Мы великие таланты, но понятны и просты

Об этом вузе говорят – жилище трех муз. Из этих стен выходят на радость миру актеры, музыканты, вокалисты, живописцы. Они помогают нам жить не хлебом единым, какие бы времена ни наступили. В принципе, к этому нечего добавить. Кроме разве что «датских» заметок. В эти дни Дальневосточная академия искусств празднует 40-летие. В серию юбилейных концертов вписался торжественный вечер, который прошел вчера на сцене театра им. Горького. Чествовали вуз. А значит, и его людей. Заслуженная артистка РФ, профессор, заведующая кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерского класса Галина Повещенко пришла в академию (тогда институт) искусств практически с самого ее основания. В копилке Галины Ивановны не только бесценный педагогический опыт, накопленный за четыре десятилетия, но и воспоминания.

26 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1271 от 26 нояб. 2002

Об этом вузе говорят – жилище трех муз. Из этих стен выходят на радость миру актеры, музыканты, вокалисты, живописцы. Они помогают нам жить не хлебом единым, какие бы времена ни наступили. В принципе, к этому нечего добавить. Кроме разве что «датских» заметок. В эти дни Дальневосточная академия искусств празднует 40-летие. В серию юбилейных концертов вписался торжественный вечер, который прошел вчера на сцене театра им. Горького. Чествовали вуз. А значит, и его людей. Заслуженная артистка РФ, профессор, заведующая кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерского класса Галина Повещенко пришла в академию (тогда институт) искусств практически с самого ее основания. В копилке Галины Ивановны не только бесценный педагогический опыт, накопленный за четыре десятилетия, но и воспоминания.    

НАЧАЛО

В 1962 году открывается институт искусств. Долго обсуждали - то ли в Хабаровске, то ли во Владивостоке. Вопрос решился в пользу Владивостока только потому, что 1-й секретарь крайкома сразу предоставил это помещение (бывшее общежитие партийной школы). Штат сформировался практически сразу же. Много было приезжих, в том числе москвичей. Первый ректор института Васильев тоже приехал из Москвы. Вуз сразу назвали соединением трех муз – студенты поступали на театральный, музыкальный, художественный факультеты. Эту идею предложила тогдашний министр культуры Фурцева (такие вузы открылись в Астрахани, Ростове, Воронеже). Единство трех видов искусств создавало особую атмосферу – прекрасного дома. Но был и еще один момент.

Люди приезжали, надо было сразу их размещать. Общежития как такового не было, и педагогов селили в этом же здании. Там, где мы сейчас разговариваем, на третьем этаже, размещаются вокальные классы. В них до сих пор сохранились некие конструкции - небольшие умывальнички. То есть прямо в стенах вуза были комнаты гостиничного типа, куда селили первых педагогов. Буквально дом родной...…

ТОГДА И НЫНЕ

Я здесь родилась и окончила музыкальную школу имени Прокофьева (она была единственной). Школа располагалась там, где сейчас музей Арсеньева (раньше был музей Ленина, а когда-то в здании на первом этаже был ТИНРО, на верхнем - музыкальная школа). Это было в 42-м году. В 49-м меня родители отправили в Ленинград и там определили в музыкальную десятилетку при консерватории.

4  года школы, 5 лет консерватории. А потом назад, во Владивосток. Конечно, масштабы там другие. Но у меня никогда не было снобизма, я очень хотела приложить полученные знания и сразу погрузилась в работу. Царил особенный, творческий дух. Тогда  нам приезжие преподаватели давали сольные концерты, в зале института постоянно кто-то выступал. Нашему вузу, если можно так выразиться, сочувствовали в творческой среде. На открытие института многие консерватории жертвовали свои инструменты, ноты, это очень много значит. До сих пор стоит рояль с дарственной надписью. Дарили книги. Откликались даже самодеятельные учреждения. Много нот подарил нам радиокомитет. Такой энтузиазм вполне объясним. Город был закрытый, с гастрольными концертами ездили мало. Но хотелось учиться творческим профессиям. Даже больше – хотелось развиваться. И эта возможность появилась. Постепенно вуз разрастался. Практически с самого начала появилась потребность в специальности концертмейстер. Эта профессия емкая, специфичная, многогранная. Я тогда преподавала в музыкальном училище, меня пригласили вести концертмейстерский класс. Это было в 63-м году. И по сей день…...

ДРУЖИТЬ ФАКУЛЬТЕТАМИ

Мы знакомились, ходили на спектакли актерского факультета, на выставки живописного факультета. Я запомнила «Иркутскую историю». Дипломный спектакль меня очень тронул. Настолько, что я потом и фильм смотрела, но мне казалось, должно быть так, как сыграли наши студенты. На художественных выставках были портреты наших коллег – помню, портрет Юлия Гриншпуна писал Гончаренко. Но интереснее всего было прийти на живописный факультет после выездных экспедиций. Художники рисовали все, что видели вокруг, мы любовались.

ПРОФЕССИЯ – ТВОРЧЕСТВО

Можно ли научить творчеству? Не знаю...… Везде своя специфика. Рисовать, танцевать, заниматься музыкой, даже кулинарить – нужен талант. Две хозяйки одинаково делают, но по-разному получается. Это от бога. Но обучение имеет колоссальное значение. Это привитие чисто технических навыков, кем бы ты ни был: струнником, вокалистом, художником, актером. Кроме того, существует понятие - наслушать много музыки (соответственно, насмотреть живописи, спектаклей), что-то отобрать, что-то отвергнуть, сравнить. Уметь играть на скрипке - недостаточно, надо знать много литературы, чтобы погрузиться в период создания произведения. Любая творческая вещь – это синтез. И вот эту систему знаний можно получить только в вузе.

ЭЛИТА

Институт искусств нельзя назвать элитарным ни в коем случае. Здесь учатся самые обычные дети самых обычных родителей. Элитарность – это скорее о внутреннем содержании. Не каждый пойдет сюда учиться. Нужно огромное стремление, веление, если хотите, свыше, чтобы идти творческим путем. В свое время я работала с Ольгой Синицыной. Она сначала училась в политехническом вузе (механик). Потом поступила в наш институт на вокальное отделение. Поехала на повышение квалификации в Ленинградскую консерваторию к Нине Дорлиак. Спела цикл Дебюсси, который мы разучивали еще здесь, во Владивостоке. Та ахнула. И дала ей направление в Росконцерт. Ольга уехала из Владивостока, а в память о нашем сотрудничестве осталась пластинка, которую выпустила фирма «Мелодия».

Если говорить об образовательном уровне - музыкальная школа, потом училище, потом вуз. То же - и художники. Почти два десятилетия! Такого обучения нет за границей. Это наш российский багаж. И если хотите, образ жизни. Помню, когда меня пригласили работать в институт, мне друзья стали дарить ноты и пластинки. Я и сама никогда не проходила мимо книжного магазина. И это было такой радостью! Ведь я помню и другое, когда я была студенткой, у меня не было радиоприемника. Но если я узнавала, что по какому-то каналу будет транслироваться интересующее меня произведение в позднее время, я шла к подруге ночевать (у нее было радио). Сейчас в академии хорошая фонотека, собранная за много лет. Изменились технические возможности. Немного завидую нынешним студентам.

ИТОГИ

Какой факультет ни возьми – практически все творческие кадры во Владивостоке сформированы в нашем вузе. Я не могу представить себе ситуацию, что академии искусств нет. Это как крышка гроба. Уникально, но мы своим творчеством – три факультета -  можем обеспечить не только духовную и культурную жизнь вуза, но и города. В нашем зале проходят концерты, идут спектакли, в фойе организуются выставки. Сегодняшний педагогический состав – это почти сплошь наши выпускники. Беда только, что места маловато. Зал вмещает 400 человек - это пятая часть всех желающих.

Кроме того, к нам поступает много москвичей. Парадокс, но в Москве они не могут пройти высокий конкурс в вузах и подают документы сюда, защищаются и благополучно преподают в Москве и Санкт-Петербурге. Мои ученики пишут из Канады, Греции, Америки. Говорят, что наш уровень очень высок. Им легко там работать.

Вместо комментария: поздравляем!!!