“Восточная верфь” строит лучшие в мире боевые катера

Когда началась операция “Буря в пустыне”, то первый ракетно-бомбовый удар американцы нанесли по военно-морской базе в Басре, где находились 3 новейших сторожевых корабля Ирака. Буквально накануне войны их построили во Владивостоке на судостроительном заводе “Восточная верфь” по заказу Ирака и доставили на грузовом судне в Персидский залив. Американская разведка сразу же насторожилась - катера береговой охраны представляли реальную угрозу интересам союзников.

28 апр. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №127 от 28 апр. 1997

Когда началась операция “Буря в пустыне”, то первый ракетно-бомбовый удар американцы нанесли по военно-морской базе в Басре, где находились 3 новейших сторожевых корабля Ирака. Буквально накануне войны их построили во Владивостоке на судостроительном заводе “Восточная верфь” по заказу Ирака и доставили на грузовом судне в Персидский залив. Американская разведка сразу же насторожилась - катера береговой охраны представляли реальную угрозу интересам союзников.

По данным командования операции “Буря в пустыне”, корабли несли на борту 2 артиллерийские установки (причем на баке 176-миллиметровое орудие), зенитно-ракетный комплекс, ракетный комплекс активной защиты. Со скоростью более 40 узлов они становились неуязвимыми на море для кораблей и самолетов противника.

Однако мало кто знает, что Ирак заказал у Советского Союза 5 катеров этой же серии. 3 из них “Восточная верфь” успела отправить на Ближний Восток, а еще 2 задержались во Владивостоке. После объявления ООН эмбарго на поставку оружия в Ирак корабли были законсервированы. Только полгода назад правительство России решило передать их Федеральной пограничной службе. На катера прибыли экипажи Тихоокеанского пограничного округа. 5 месяцев шли ходовые испытания катеров береговой охраны.

24 апреля в заливе Петра Великого оба корабля в последний раз были опробованы перед приемкой их государственной комиссией и началом службы. В море на них вышли первый вице-губернатор Константин Толстошеин, председатель комитета по оборонной промышленности администрации края Александр Полусмак, директор АООТ “Восточная верфь” Николай Тарасенко, командир соединения пограничного округа капитан 1-го ранга Александр Бубенчиков, специалисты завода и журналисты.

И хотя катера не развивали максимальной скорости, но даже те 60-65 километров в час на воде производили впечатление. На этой скорости экипажи морских пограничников продемонстрировали возможности этих катеров. Без сомнения, они представляют серьезную угрозу нарушителям границы. Недаром эти корабли закупали Вьетнам, Куба, Эфиопия, Гвинея, Гвинея-Бисау и другие страны.

Стоимость каждого катера оценивается в 60 миллиардов рублей. Если государство сполна рассчитается с судостроительным заводом, то оно значительно облегчит жизнь уникальному оборонному предприятию. Ведь в настоящее время “Восточная верфь” является единственным на Дальнем Востоке заводом, который не прекращает выпуск продукции для морских частей погранвойск. Сейчас на стапелях предприятия находится еще несколько боевых кораблей самой современной серии, которые превосходят по скорости и ходовым свойствам, вооружению зарубежные аналоги.

Они бы уже давно пополнили флот, но все упирается, как в целом и по всей оборонной промышленности России, в финансирование. Чтобы остаться на плаву, завод вынужден набрать гражданские заказы. Сейчас достраиваются траулеры для администрации Сахалинской области. А начиная со следующего года предприятие будет строить от 14 до 20 судов для рыбаков-дальневосточников. Имея уникальные технологии и специалистов (когда-то завод строил единственные в мире тральщики с деревянным корпусом - именно они разминировали Суэцкий канал), “Восточная верфь” размещает у себя заказы на постройку яхт и катеров, а также продукции конверсионного характера.

1 мая на новых кораблях состоится торжественный подъем флага и они отправятся на Сахалин к месту будущей службы.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, Валентин ТРУХАНЕНКО (фото), “Владивосток”