Мужчины ее жизни, или «Все души милых на высоких звездах…»
«Я влюбчивый человек, любовь дает мне столько сил», - наша беседа с доктором медицинских наук, профессором, заведующей кафедрой педиатрии ВГМУ Валентиной Лучаниновой принимала явно нестандартный оборот. Врач, блестящий специалист и создатель научной школы детской нефрологии в Приморье, не менее увлеченный специалист и в области профилактической педиатрии (экология, закаливание, правильное питание - все столь популярное теперь), Валентина Николаевна оказалась редкостным собеседником и совсем в других сферах.
«Я влюбчивый человек, любовь дает мне столько сил», - наша беседа с доктором медицинских наук, профессором, заведующей кафедрой педиатрии ВГМУ Валентиной Лучаниновой принимала явно нестандартный оборот. Врач, блестящий специалист и создатель научной школы детской нефрологии в Приморье, не менее увлеченный специалист и в области профилактической педиатрии (экология, закаливание, правильное питание - все столь популярное теперь), Валентина Николаевна оказалась редкостным собеседником и совсем в других сферах.
Здоровье не подарок, а великий труд
- И все же, поскольку вы врач, читатели ждут от вас советов – как вырастить здорового ребенка?
- Сначала его надо зачать здоровым, а это огромный труд. Мне часто говорят: раньше не знали про всякие хламидии, к беременности особенно не готовились, как сейчас врачи советуют, а дети рождались здоровыми. Я отвечаю: жизнь стала совсем другой! Даже те «условно патогенные» бактерии, которые сопровождали человечество всю его историю и дремали, сейчас стали смертельно опасными. Потому что изменилось все – питание, вода, воздух, флора женского организма, иммунитет. И разве у женщин раньше было так много вредных привычек? Словом, к зачатию нужно готовиться: обследоваться, избавиться от всех своих хронических инфекций. А потом, когда женщина забеременела, с ней нужно «носиться», как с драгоценностью: весь семейный клан должен ей помочь не только быть в хорошем настроении, но и составить полноценный рацион.
- А дальше, когда малыш родился?
- А дальше – нужно иметь немало специальных знаний, много читать и учиться, побольше спрашивать у врачей, идти на курсы, в клубы здорового ребенка, узнавать о закаливании и физкультуре, о физиологии, питании, развитии мозга. Отрывочные знания ничего не дают, нужно иметь систему. Родители не жалеют сил на профессиональное образование, но почему-то не считают нужным учиться вещам житейским, думают, само собой все придет. Не приходит…
- Понятно, что обо всем мы сейчас не скажем, но познакомьте хотя бы с азбукой здоровья.
- Очень просто. В кодексе здоровья на первом месте, условно говоря, стоит…
- Полноценное питание?
- Не угадали. Двигательная активность. Причем в любом возрасте. Ребенок не просто должен во дворе бегать, речь о физическом развитии по возрасту - спорт, массаж, лечебная физкультура.
На втором месте для детей до семи лет – полноценное питание. Растущему организму жизненно необходим белок, но мясо лучше подавать в первой половине дня. За несколько часов все необходимые аминокислоты усвоятся, а остальное превратится в углекислый газ и воду. Если же нагрузить организм мясом вечером, получим вместо пользы токсические вещества - индол, скатол, сероводород и т.п. А вот на завтрак и ужин предложите детям молочные продукты, каши, овощи, фрукты.
Для детей после семи лет на втором месте по важности – активный отдых и полноценный сон. Как минимум раз в неделю выезжайте за город, пусть ребятишки дышат морем, елками. Это очень важно для растущего организма – отрицательные аэроны, стимуляция защитных механизмов, общение с природой.
Ну а на третьем месте для детей разного возраста приоритеты просто меняются местами: для маленьких – сон и активный отдых, для старших – здоровое питание.
- Валентина Николаевна, я знаю, вы сторонник закаливания, обливания холодной водой.
- Да, если все это происходит на эмоциональном подъеме. И обеими руками – за бассейн! Если бы все наши дети имели возможность плавать – больше ничего и не нужно было бы. Плавание – универсальный метод, это и закаливание, и тренировка дыхательной системы и сосудов почек. А уж в каком благоприятном состоянии находится регулятор всех систем - спинной мозг! Словом, когда человек в воде, все органы «радуются и смеются»…
«И все, кого сердце мое не забудет…»
- Ваша собственная формула здоровья?
- Она схожа с той, что я предлагаю детям: всю жизнь нахожу время для физкультуры. Хотите, еще маленький совет: каждый вечер делайте горячую ванночку для ног, затем легкий массаж нижних конечностей снизу вверх, это уменьшит застой в капиллярах, возникший за день. И утром вы почувствуете удивительную свежесть!
- Диета?
- Нет. Просто не нагружаю организм мясом, люблю овощи и самые простые продукты – капусту, каши, почти не ем сладкого… Побаловать могу себя бокалом красного вина.
- А как насчет бананов с ананасами?
- Не приучена, знаете ли. С детства. Детство было трудное, голодное. Я пятый ребенок в семье. Нежеланный…
- И вы так спокойно говорите?
- Так сложилось. Но рождена я по большой любви, под созвездием Венеры. У мамы было уже четверо детей, когда муж погиб на фронте. Она до конца дней его вспоминала, но жизнь взяла свое… Войска в сорок пятом перебрасывали с Запада сюда, на Сахалин. Часть стояла в поселке, и мама – женщина в цветущем возрасте (ей было 32 года) – полюбила моего будущего отца. Когда была уже беременна, случайно услышала его разговор с соседкой. Он сказал, что не может здесь остаться, что у самого в Сибири жена и двое детей, а тут – чужих четверо… У мамы хватило духу выпроводить его. А я стала ее бедой и обузой. Мама гнула спину на поденных работах, чтобы прокормить детей, у старших свои дела, а я сутками лежала одна в темной хате. Даже на солнце смотреть не могла – глаза привыкли к темноте. Пошла поздно. Мама рассказывала потом: «Кормлю грудью и плачу-плачу над тобой, ну что с тобой делать». Выходит, все-таки очень любила меня.
И лишь когда я подросла и ямочки на щечках появились совсем как у отца – мама опомнилась. И вся семья стала ко мне поласковей.
- А вы, вопреки всему, выросли светлым и успешным человеком.
- Пока мама была жива, я все делала, чтоб хоть немного развеселить ее. В жизни всякое бывало - и с мужем разлад, и на работе трудно – но для мамы у меня всегда было «все отлично». Она говорила: «У других детей – неудач полон двор. А вот Валя у меня самая счастливая!» Но помню ее всегда печальной. Мужчины? Да, была один год мама счастливой – поселился в нашем доме хороший человек. Не смог жить в прежней семье, а с мамой жили ладно. Она светилась счастьем, когда под руку шли вместе на гулянку. И хотя бытие наше сопровождалось проклятиями той, брошенной, мамино женское счастье все искупало. К сожалению, через год он умер. И мама опять стала печальной. Такой и ушла.
А еще помню, как она нас, детей, защищала – бросалась, будто тигрица, на обидчика. Куда деваться, одна - и за бабу и за мужика, и за мать и за отца. Наверное, я сильно нуждалась в отце, потому что, повзрослев, в мужчинах искала защиты и покровительства. И нашла в одном-единственном. Да только поздно это поняла. Безнадежно поздно.
«Мне с тобой на свете встречи нет…»
- Валентина Николаевна, история вашей любви романтична и печальна…
- Витю, своего второго мужа, я поначалу всерьез не воспринимала. Он ухаживал терпеливо, а я лишь уступила его любви. И только потом поняла, что нашла того, кого искала всю жизнь. Защитника, человека, который меня понимает, ценит, гордится мною и боготворит. Кстати, первый мой муж тоже был замечательным человеком, многому меня научил – в медицине, в искусстве, музыке, живописи. Но жизнь с ним не сложилась. А с Витей мы познакомились случайно, в троллейбусе. Даже телефонами не обменялись. Он перевернул отделы кадров всех детских больниц города и мединститута, «искал Валентину» - и нашел. Уговорил прийти на свидание и потом каждый раз настаивал, пробивался сквозь мое откровенное равнодушие. Впрочем, собеседником был интересным – судья по профессии, тонкий психолог, эрудит. Гуляли мы частенько втроем – с моим сыном Эдиком от первого брака. Эдик так его полюбил!
- Говорят, путь к сердцу женщины лежит через ее ребенка.
- Это истинно так. Но однажды мы рассорились вдрызг. Виктор был очень ревнивым и решил, что мою жизнь надо контролировать. Я сказала: «Хватит, никогда!»
Помирил нас сын. Перед новым годом мы с Витей встретились случайно, он робко попросил: «Можно, я к вам приду? Попробуем все заново?» Он пришел радостный, с елкой, Эдька бросился ему на шею, стал обнимать, целовать, а потом заглядывал мне в глаза: «Мама, правда, ты Витю не выгонишь? Ну правда?»
И мы стали жить вместе. Потом родилась Светочка, а у меня долго еще оставалось чувство, что я живу с мужем скорее ради детей, которых он обожает. Нет, нам было очень хорошо вместе, нас связывали походы, друзья, концерты, он мудрый советчик. Но любовь моя скорее была тихим пламенем. Я и не заметила, когда «уступка обстоятельствам» переросла в обжигающее, зрелое чувство. На тринадцатом году жизни у нас случился медовый месяц, таких слов любви я никогда не слышала. Однажды он сказал, что, наверное, я «напоила его какой-то травой», так он боится меня потерять…
А я не успела сказать, что люблю. Ни разу так и не произнесла. Он улетел в командировку, меня раздирала непонятная тревога, хотела позвонить, потом решила, что он ждет этих главных слов глаза в глаза, можно денек и подождать. А назавтра позвонили друзья и сказали: Витя погиб, разбился в машине…
«Я научилась просто, мудро жить»
- 10 лет – какой она была, жизнь после…
- Эдик стал хорошим врачом, и я счастлива за него. Но вот откуда бы в нашей семье взяться астроному? Я всегда подозревала, что у Светланы с папой – космическая связь и дочка подарена нам Богом. После школы она поступила в Санкт-Петербургский университет, специальность – астроном-математик, научное направление - космология. Весь выпуск астрономического отделения – пять человек, каждый - штучный специалист. Светлана получила за свою дипломную работу вторую премию среди студенческих научных работ, тема – «Большой взрыв, геометрия Вселенной». Поступив в аспирантуру, удивлялась и радовалась, что смогла, а потом сказала: «Папа бы так гордился…» Она мечтает вернуться во Владивосток и открыть здесь планетарий: показывать детям звезды. Света страшно переживала гибель отца и сейчас ждет в своей жизни человека, похожего на него. Боюсь, она, несмотря на свою внешнюю открытость, очень одинокий человек. Как, впрочем, и я… Был бы мой Витя другим, личностью не цельной, а «половинчатой», может, за 10 лет нашла бы другого «половинчатого». Ведь я хочу любви, я знаю это чувство…
Кажется, мы попрощались на полуслове, Валентину Лучанинову ждали тысячи дел: заседание кафедры, ученый совет, аспиранты – «я их так люблю, своих дорогих учеников». Скоро поездка в Петербург, на международном конгрессе она руководит секцией по воздействию солей тяжелых металлов на здоровье детей. Позже едет в Республику Корея читать лекции. Каждый день расписан по минутам на полгода вперед. Удивительно, каким разным может быть человек: ведь только сейчас она говорила такие пронзительные, исповедальные вещи… Есть редкие люди, у которых все в жизни – на высокой ноте.
Автор: Марина ИВЛЕВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»