Человек с обезьянкой
Он заболел морской романтикой в детстве, увидев Каспий. Широкие пыльные степи Казахстана не рождали трепета в юношеской душе, а вот море… Поэтому после школы Фарид Уразбаев в своей дальнейшей судьбе не сомневался – на Тихий океан, мотаться по морям, а пока на судно устроится – тоже не пропадет, во Владивостоке старший брат живет, найдет какую-нибудь работу. Михаил работал художником-постановщиком на Приморской телестудии. И устроил брата рабочим сцены. Была осень 1965 года…
Он заболел морской романтикой в детстве, увидев Каспий. Широкие пыльные степи Казахстана не рождали трепета в юношеской душе, а вот море… Поэтому после школы Фарид Уразбаев в своей дальнейшей судьбе не сомневался – на Тихий океан, мотаться по морям, а пока на судно устроится – тоже не пропадет, во Владивостоке старший брат живет, найдет какую-нибудь работу. Михаил работал художником-постановщиком на Приморской телестудии. И устроил брата рабочим сцены. Была осень 1965 года…
- С тех пор я и работаю на телевидении. Около трех месяцев менял декорации в студии прямо во время передачи. Потом был осветителем, стал учиться на оператора. Все время торчал в студии, надеясь в душе: а вдруг оператор опоздает, вдруг попросят подменить – а я вот он… По ночам знаменитые режиссеры “Дальтелефильма” Канищев, Шепшелевич использовали наши помещения для съемок, я домой ночевать не ходил - смотрел, учился.
Писатель Юрий Яковлев как-то сравнил телеоператора с факиром, на плече которого сидит дрессированная обезьянка и послушно выполняет все его команды. Не знаю, сколько весит маленький примат, но камера Фарида Уразбаева, оператора Приморской телерадиокомпании, - вещь не из легких.
- Это что! – смеется Фарид. – Вот первые стационарные камеры весили 280 кг и передвигались только на колесах. В студии жара стояла невыносимая, под 30 градусов – от прожекторов. Операторы работали парами: двое снимают, двое в коридоре отдыхают. Потом – когда жара доконает, пары меняются.
Эти годы - конец 60-х - запомнились мне как время коллективной работы, общего творчества и постоянной, каждодневной учебы…
Приезжали к нам московские дикторы, профессура ВГИКа, читали лекции, вели семинары. Во многих телекомпаниях Дальнего Востока сегодня работают такие же, как я, “годки”, прошедшие эту школу.
Тогда мы старались действовать с размахом, с 19 до 23 часов шло местное вещание: тут тебе и детская программа, и новости, и беседа с интересным человеком. И все это – при двух стационарных камерах, практически на пальцах.
- Сейчас техника далеко шагнула вперед…
- Я был готов к этому. Всегда старался в меру сил улучшить те камеры, на которых работал, придумывал мобильные варианты. Старался снять камеру со штатива, повернуть набок… Для специалистов по технике безопасности был сущим наказанием. Когда региональные телекомпании стали получать первые наплечные камеры, поехал в Хабаровск, где они уже были. Привез домой плакат-схему, исписанную вдоль и поперек – какая кнопка для чего. Вскоре наши операторы первыми в регионе стали делать сюжеты вне студии. В детской редакции с Розой Илларионовной, в художественной с Галиной Яковлевной Островской мне всегда было очень комфортно работать. Какое знание дела, какой профессионализм! И желание искать новые пути.
- Где вы учились?
- В университет я никогда не хотел - знал, что не буду заниматься журналистикой, не мое это.
Образование ведь разное может быть… Меня подстегивало, в хорошем смысле слова, братское соперничество - старался не отставать от Михаила, который многое придумывал сам – афиши кинотеатра “Океана” например. Кроме того, мне повезло с друзьями – все старше меня, опытнее, охотно делились знаниями. Николай Николаевич Дубинин например. Когда начал работать в детской редакции, понятия не имел, как обращаться с детьми. И Дубинин предложил мне вести фотокружок в своем интернате. Я вел его 10 лет. Там были педагоги такого уровня! Приходилось подтягиваться, соответствовать. Вот это была моя учеба, мои экзамены.
- Правда ли, что операторы видят мир по-другому? Как вы смотрите на человека?
- С любопытством. С интересом. Я любуюсь миром. Все операторы – творческие люди. Конечно, работая на службу информации, особо не повыпендриваешься с интересным ракурсом, но возможности творить есть всегда. Очень мне не нравится, когда увидят какой-нибудь прием на центральном канале и начинают обезьянничать. Вот это я просто ненавижу! Придумывай сам!
- Значит, главное качество хорошего оператора – умение видеть красоту?
- Почему – оператора? Человека.
- Что любите снимать?
- Фильмы в зарубежных командировках. 10 дней не отлипаешь от видоискателя, не обращаешь внимания на сумку, на необходимость заряжать батареи. Приезжаешь измочаленный, ничего не помнишь. Начинаешь монтировать, всматриваться – неужели это я там был? И тогда приходит понимание красоты…
- Кого снимать легко – детей, животных?
- Умных людей с чувством юмора.
- Ваши любимые телепередачи?
- Мне нравятся программы, которые нужно именно смотреть, а не слушать, попивая чай или стуча вязальными спицами перед экраном. И сам я стараюсь так работать.
БАЙКА ОТ ФАРИДА
Приехали мы как-то зимой с Инной Лебедевой в заповедник. Пока она разговаривала с лесниками, я пошел вокруг с камерой: зимний лес снимаю, пейзажи – красота! Вдруг из лесочка неспешным таким шагом выходит здоровенная рысь и направляется ко мне. Врос я в землю, не дышу, но камеру на нее нацелил – снимаю. Рысь все ближе и ближе, подходит вплотную и заинтересованно так начинает меня обнюхивать… ниже пояса. Молюсь я про себя, а камеру не выключаю, кадры-то потрясающие получаются! Обнюхала она меня и ушла. На ватных ногах я в сторожку вернулся: мужики, говорю, еле жив остался. А они хохочут: да это ж наша, домашняя, мы ее с котенка выкормили, она мухи не обидит…
ТОЛЬКО ФАКТЫ
54 года. Родился в Казахстане в большой (8 детей) мусульманской семье. В детстве много занимался спортом - легкой атлетикой, гимнастикой, настольным теннисом, стрельбой. Дважды женат, две дочери – 29 и 7 лет. В 1994 году награжден медалью “За отвагу” - за ведение съемок в рвущемся арсенале.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»