Ярославский ГОК: новый кризис?

Трудовой коллектив ОАО «Ярославский ГОК» провел конференцию, одним из поводов для организации которой стала попытка выразить недоверие внешнему управляющему комбината Виктору Коршунову.

13 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1264 от 13 нояб. 2002

Трудовой коллектив ОАО «Ярославский ГОК» провел конференцию, одним из поводов для организации которой стала попытка выразить недоверие внешнему управляющему комбината Виктору Коршунову.

ВЕРИТЬ – НЕ ВЕРИТЬ?

После трех часов работы конференции трудового коллектива ГОКа, в ходе которых были заслушаны доклады, содоклады, а также выступления делегатов, на трибуну поднялся внешний управляющий комбината Виктор Коршунов. Говорил и отвечал на вопросы он около часа, будучи вынужденным доказывать, что он «не верблюд», что не разрушитель - наоборот, созидатель.

Хотя, наверное, мог бы он этого и не делать, потому что по большому счету отстранить его от должности может только арбитражный суд по инициативе кредиторов или структур, контролирующих прохождение предприятием процедуры банкротства. На предприятии, где балом фактически правят кредиторы, мнение коллектива – одно из последних. И поднявшись на трибуну, Виктор Коршунов сказать мог бы очень коротко: «Отвечаю только перед арбитражем». И был бы прав.   

Но, видимо, не смог смириться с резкими выводами профсоюзного комитета, который инициировал проведение конференции трудового коллектива. Председатель профкома Татьяна Иванова в своем выступлении заявила  буквально следующее: «С момента введения внешнего управления финансовое положение комбината ухудшилось», а также привела примеры упущений, перечислила случаи нанесения внешним управляющим убытков предприятию. И предложила выразить недоверие Виктору Коршунову.

И, конечно, обидным для внешнего управляющего стало то, что этот тезис в ходе подготовки к собранию нашел поддержку у основной части коллектива.

В течение последних пяти лет «В» разве что не шефствовал над процессом восстановления жизнестойкости Ярославского ГОКа, буквально рухнувшего в середине 90-х. Корреспонденты газеты многократно выезжали на предприятие, шаг за шагом отслеживая, как практически из ничего (вот уж точно – как Феникс из пепла) восстает оказавшийся при смерти один из флагманов дальневосточной горной металлургии.

И в том, что комбинат ожил, по нашему глубокому убеждению, внешний управляющий Виктор Коршунов сыграл главную роль.


ЭТО БЫЛО НЕПРОСТО

В середине 90-х годов на комбинате уже нельзя было отыскать даже искры, чтобы зажечь в сердцах ярославцев пламя созидания. Владимир  Шестовец, ныне – и. о. генерального директора ОАО «Ярославский ГОК»:

- В 95-96 годах я занимал кабинет, в котором ни стулья, ни столы, ни оргтехника не принадлежали комбинату. Все было описано кредиторами. Зарплату персоналу, сущие копейки, выдавали в лесу, в профилактории, – скрывались от налоговиков. Долги комбината превышали все мыслимые размеры. И тогда мы решили начать процедуру банкротства, чтобы у нас появилась возможность поднять предприятие.

Поднимать, казалось, уже было нечего. Все, абсолютно все стояло, выпуск продукции – ноль, оборудование успешно разворовывалось и находило свое применение уже исключительно в качестве металлолома. Виктор Коршунов, которому предложили стать внешним управляющим, долго не давал своего согласия. Ходил по развалинам цехов, советовался со специалистами, прикидывал. И все-таки решился. Было это в 1997 году, а дальше все, как теперь, наверное, кажется многим, покатилось как по маслу.

1998 год. Произведено 111 тысяч тонн плавикошпатового концентрата. В предыдущем, напомним, ноль целых ноль десятых. Введены в эксплуатацию мощности на Кировском карьере по добыче руды в объеме 400 тысяч тонн. Пущена в эксплуатацию вторая секция обогатительной фабрики, восстановлена первая секция.

1999 год. Произведено 150,9 тысячи тонн плавикошпатового концентрата. Введена в эксплуатацию первая нитка технологической линии по переработке руды и выпуску цинкового концентрата, которого и было к концу года произведено 1,353 тонны. Запущена третья секция обогатительной фабрики. Введены в эксплуатацию мощности карьера «Дачный» по добыче карбонатов с годовым объемом 60 тысяч тонн для выработки извести.

2000 год. Произведено 152,4 тысячи тонн плавикошпатового концентрата. Пущена вторая технологическая нитка по выпуску цинкового концентрата, которого было произведено уже 12,334 тысячи тонн. Введены в эксплуатацию дополнительные мощности первой очереди дробильного отделения обогатительной фабрики мощностью 500 тысяч тонн в год. Заработал барабанный вакуум-фильтр для снижения влажности в цинковом концентрате до 8-9 процентов. Ведется подготовка производства к выпуску брикетов плавикошпатового концентрата, идет монтаж линии по производству железобетонных изделий и шлакоблоков для собственных нужд.

2001 год. Произведено 158,25 тысячи тонн плавикошпатового концетрата и 12,7 тысячи тонн цинкового концентрата. Дореконструировано дробильное отделение под выпуск строительного щебня, изготовлено железобетонных изделий на 89,4 тысячи рублей. Строительным управлением комбината выполнено работ на 1750,4 тысячи рублей.

2002 год. Темпы производства плавикошпатового концентрата несколько снизились….

ХОЛОДНЫЙ ДУШ И РЕАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Сегодня средняя заработная плата на комбинате составляет около 4600 рублей в месяц. Конечно, это  не губернаторские обещанные шесть тысяч, но зато реальные живые деньги, которые пока что все получают практически без задержек.

Мало, утверждает председатель профкома, и здесь, безусловно, находит понимание. И это понятно: ведь много денег вообще не бывает. Тут уместны сравнения. Во Владивостоке, например, и 10 тысяч «деревяшек» маловато будет. Кроме того, 4600 рублей – это выше общекраевого уровня.

Словом, чтобы не убеждать в очевидном, подчеркнем главное: за время внешнего управления реальные доходы работников комбината только увеличивались. Иной тенденции здесь не существует.

Совсем другое дело, когда делегаты конференции говорили о том, что по утвержденной системе оплаты труда они не могут заработать больше, чем им это позволяет техническое состояние оборудования и сбои в реализации. Это правда. Все эти годы ГОКу фактически позволяли, что называется, жить. Комбинат не платил налоги, ему реструктуризировали долги и пени, он пользовался льготным энерготарифом. Надежда была и на решение еще одной задачи: вытеснить с российского рынка китайских и монгольских производителей плавикошпатового концентрата. Сегодня китайских конкурентов в России нет, остались монгольские, но и они, вероятно, вынуждены будут скоро уйти. И тогда практически монопольным (!) производителем важнейшего слагаемого для производства алюминия в России и станет Ярославский ГОК. Перспективы, которые многое объясняют.

Коршунов, как грамотный руководитель, знал, что все льготы и кредиты отдавать все равно придется, но шел на это как раз в интересах всего коллектива комбината. Потому что, считал он, только расширение производства может увеличить реальные доходы того самого трудового коллектива, который сейчас поставил по стойке смирно внешнего управляющего.

Бесспорно, комбинат нуждается в мощном техническом перевооружении. Но средств на это нет, и Коршунов для себя определил в качестве главной задачи  поиск инвесторов. Потому что именно сейчас настало время платить по долгам. Если комбинат не будет этого делать, то его может ждать конкурсное управление, то есть распродажа основных фондов. Что, в свою очередь, повлечет массовое увольнение производственно-технического персонала и поталонное распределение хлеба и «кильки в томате».

… «Я комбинат не сдам», - жестко заявил Виктор Коршунов на конференции. Хотя, конечно, сдать его могут заставить, например, уволить с должности внешнего управляющего. В какую сторону качнется тогда маятник?

НЕОБХОДИМЫЙ КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Итак, тезис о выражении недоверия внешнему управляющему на конференции трудового коллектива ОАО «Ярославский ГОК» не прошел. Однако совершенно очевидно, что для Виктора Коршунова это может стать более чем серьезным и тревожным звонком. Безусловно, его блестящие заслуги по «воскрешению Лазаря» – возвращению к жизни почти «убитого» комбината никто не возьмется оспаривать. Более того, история Ярославского ГОКа – едва ли не единственный в регионе пример, когда процедура внешнего управления привела не к окончательному банкротству и распродаже имущества с молотка, а к вполне реальному оздоровлению производства.

И тем не менее тенденции, сложившиеся на комбинате в самое последнее время, отнюдь не способствуют желанию вслушиваться  в исключительно победные реляции. В последние полтора года на предприятии, объективно говоря, полностью прекратилось инвестирование средств в реальное производство. В практическом приложении это наглядно проявляется в том, что фактически свернуты вскрышные работы (которые традиционно являются самым важным заделом на будущее); не обновляется парк большегрузных автомобилей, которые при известном удалении карьеров от производственных площадей выполняют функцию важнейших кровеносных сосудов; стремительно дряхлеет и буквально дышит на ладан основное технологическое оборудование, из которого выжимаются последние ресурсы; нарушилось движение финансовых потоков, что, по некоторым осторожным оценкам, уже в ближайшее время может вызвать проблему с выплатой заработной платы; и, наконец, самое, пожалуй, опасное – замораживание перспектив: в последнее время на комбинате сворачиваются программы, нацеленные в завтрашний день. Простой пример: еще два года назад здесь началась подготовка к освоению новой технологии – выпуску брикетированного плавикошпатового концентрата, что позволяло комбинату выйти  на мировой рынок. Сегодня эта программа – без вразумительных причин – отложена в долгий ящик.

Впрочем, причина, которую назвать легче всего, лежит на поверхности – острая нехватка оборотных средств, инвестиций в условиях «окружения» кредиторов. Однако, во-первых, прежде эти средства находились, а во-вторых, на расширение и укрепление производства кредиторы всегда смотрели благосклонно. Если что их реально и взволновало – так это именно ситуация, складывающаяся на ГОКе в последние полтора года. По мнению некоторых представителей кредиторов – а в их числе основные покупатели продукции Ярославки, - у них складывается и крепнет мнение, что на предприятии начал действовать своеобразный финансовый «пылесос», вытягивающий деньги из комбината. Тот самый «пылесос», появление которого становится вполне понятно, если учитывать, что в обозримом будущем ОАО «Ярославский ГОК» может стать монополистом на российском рынке плавикошпатового концентрата.

И, похоже, что, судя по вырисовывающейся картине, мнение это вполне правдоподобно. К слову, и в руководстве ГОКа отнюдь не все – редкий случай за последние пять лет – разделяют уверенность Виктора Коршунова в том, что ситуация под контролем и все идет как по маслу...…

Как бы там ни было, «В» – как и все последние пять лет – продолжает внимательно следить за развитием событий.

Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, Вячеслав ВОЯКИН, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»