Неисповедимы пути железнодорожные

Пути Транскорейской магистрали до Транссиба неисповедимы, и в процессе реализации масштабного международного проекта далеко не все идет путем. По крайней мере, тем, в котором заинтересована Россия и Приморье в частности. Как заявил министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев, после его недавнего посещения Пхеньяна остались нерешенными несколько принципиальных вопросов. Именно поэтому глава МПС настаивает, чтобы встреча министров железных дорог России, Республики Корея и КНДР по проблемам реконструкции и соединения Транскорейской магистрали с Транссибом состоялась не позднее ноября. Саммит во Владивостоке должен «расставить стрелки» на извилистой колее переговоров. Соединить Европу с Азией через Россию – дело тонкое.

12 нояб. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1263 от 12 нояб. 2002

Пути Транскорейской магистрали до Транссиба неисповедимы, и в процессе реализации масштабного международного проекта далеко не все идет путем. По крайней мере, тем, в котором заинтересована Россия и Приморье  в частности. Как заявил министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев, после его недавнего посещения Пхеньяна остались нерешенными несколько принципиальных вопросов. Именно поэтому глава МПС настаивает, чтобы встреча министров железных дорог России, Республики Корея и КНДР по проблемам реконструкции и соединения Транскорейской магистрали с Транссибом состоялась не позднее ноября. Саммит во Владивостоке должен «расставить стрелки» на извилистой колее переговоров. Соединить Европу с Азией через Россию – дело тонкое.  

Восточные соседи верны традиции оставлять партнеров в подвешенном состоянии. Основным препятствием для реализации проекта на протяжении более чем двух лет обсуждения признается отсутствие политических гарантий со стороны КНДР и Южной Кореи о направлении грузопотоков через российскую территорию.

Несмотря на душевную встречу во Владивостоке Владимира Путина и Ким Чен Ира, в КНДР пока не дали четкого ответа на самый главный вопрос - через какую страну, Россию или Китай, пойдут поток азиатских грузов и миллиарды долларов? Китайский проект также выходит на Транссиб, но не в Приморье, а в Читинской области. Хотя нашу страну все равно не объехать, это снижает транзитные отчисления России в пользу Пекина и сбивает объем инвестиций в развитие инфраструктуры Дальнего Востока и Приморья.

Для российского руководства трехсторонние переговоры во Владивостоке должны навсегда закрыть вопрос о политических гарантиях, считает советник главы МПС Константин Пашков. Но несмотря на то, что, по его словам, «основным наполнителем грузопотока Транссиба наряду с Японией является Южная Корея», согласие последней не будет решающим. Неуступчивость северного соседа может толкнуть Сеул на сотрудничество с Китаем.

Чтобы не оказаться на запасном пути, российский локомотив грудью прокладывает нужное стране направление. С Севера путь министра путей сообщения ляжет на Юг. На прошлой неделе состоялась встреча Геннадия Фадеева с чрезвычайным и полномочным послом Республики Корея в Российской Федерации господином Чон Тэ Иком. Как говорится в официальном релизе МПС, «стороны обменялись мнениями по проблемам создания международного консорциума для привлечения инвестиций в проект, о возможном варианте трассы воссоединения Транскорейской магистрали». Но главный вопрос тот же - российской стороне необходимы гарантии объемов направляемых из Южной Кореи в Европу по Транссибу грузов. «Это краеугольный камень, лежащий в основе всего проекта», - подчеркнул Геннадий Фадеев. Так что сразу после возвращения из Пхеньяна глава МПС России получил приглашение другой корейской стороны посетить в середине ноября Сеул - перед тем, как придет время собирать камни во Владивостоке.