Великий железный путь
Трехсторонняя встреча руководителей железнодорожных ведомств России, КНДР и Республики Корея по вопросам реконструкции Транскорейской магистрали и соединению ее с Транссибом состоится во Владивостоке. Такая договоренность достигнута в ходе визита главы МПС Геннадия Фадеева в Пхеньян. Вопрос о сроках будет согласован позднее.
Трехсторонняя встреча руководителей железнодорожных ведомств России, КНДР и Республики Корея по вопросам реконструкции Транскорейской магистрали и соединению ее с Транссибом состоится во Владивостоке. Такая договоренность достигнута в ходе визита главы МПС Геннадия Фадеева в Пхеньян. Вопрос о сроках будет согласован позднее.
На заседании этой группы можно будет определиться с объемами перевозок, которые зависят от соединения железных дорог Севера и Юга, считают в МПС РФ. По оценке отечественных экспертов, реализация проекта позволила бы России заработать до 2010 года на транзите грузов около $15 млрд. Ежегодный объем торговли между Азией и Европой оценивается в $600 млрд., и при этом большая часть грузов до сих пор идет более длинным морским путем - в обход Евразийского континента.
Россия предлагает создать международный консорциум для реализации проекта строительства трансконтинентальной железнодорожной магистрали, которая свяжет Корейский полуостров и Европу через Приморье. Еще до начала визита министра в Северную Корею прибыла группа специалистов МПС, которая обсуждала с местными коллегами технические вопросы. Напомним, что политическое соглашение о строительстве Транскорейской магистрали было достигнуто в августе на встрече во Владивостоке Владимира Путина с Ким Чен Иром, и в сентябре начались работы по разминированию буферной демилитаризованной зоны, разделяющей два корейских государства. Предстоит модернизировать 781 км железной дороги от станции Хасан до пограничной зоны, разделяющей корейские государства. Стоимость всего проекта оценивается в $3-4 млрд. КНДР готова предоставить только рабочую силу в количестве 15-20 тыс. человек. Остальное должны взять на себя Россия, Республика Корея и другие заинтересованные стороны, прежде всего Япония.
- России сегодня трудно выделить такие средства, поэтому необходимо привлекать к проекту иностранных инвесторов, - отметил Геннадий Фадеев. - Транссиб - кратчайший путь с Дальнего Востока в Европу. Вместо одного месяца, который требует перевозка по морю, южнокорейские товары могут быть доставлены в Западную Европу за 10-15 дней.
По словам российского министра, перевозка одного контейнера из южнокорейских портов обойдется грузовладельцу на 600 долларов дешевле, чем морским путем. Геннадий Фадеев подчеркнул, что «железнодорожный коридор будет рентабелен, если на него переключить часть морских перевозок из Южной Кореи, в том числе из порта Пусан». Выгодно вкладывать деньги и Японии.
А вот Китай от «великого железного пути» пока дистанцируется. Как сообщил Геннадий Фадеев, «у КНР есть свой проект, который они весьма активно разрабатывают». Поэтому перевести политические «стрелки» двух железных дорог не менее важно, чем экономические. На переговорах во Владивостоке планируется обсудить предложение Китая соединить Транскорейскую магистраль с Транссибом через его территорию, а не через Приморье. Но российские железнодорожники убеждены, что удастся отстоять интересы страны. Уже началась реконструкция российского участка, который соединит пограничную с КНДР станцию Хасан с Транссибом в районе Уссурийска. «В бюджете министерства запланировано финансирование реконструкции, предполагается за два года обновить 240 км дороги и вывести ее на мощность в 5 млн. тонн грузов в год, построить новые мосты, дополнительные пути», - сообщили корреспондентам «В» в руководстве Дальневосточной железной дороги.
Автор: Алексей РАСПУТНЫЙ, «Владивосток»