"Я менял города..."
Нынешним летом во Владивостоке среди большого наплыва иностранных гостей побывали отец и сын - Георгий (Джордж) и Николас Капошилины, американцы – по гражданству, русские – по крови.
Нынешним летом во Владивостоке среди большого наплыва иностранных гостей побывали отец и сын - Георгий (Джордж) и Николас Капошилины, американцы – по гражданству, русские – по крови.
Джордж Капошилин родился во Владивостоке в апреле 1929 года. Его мать, Евгения Ивановна Савицкая, тоже появилась на свет в нашем городе. Как и ее сестра Маруся, она слыла довольно известной певицей на приморской сцене. Отец Джорджа - Николай Иванович Капошилин, одессит, познакомился со своей будущей женой опять же во Владивостоке, в годы гражданской войны, будучи офицером Белой армии.
В 1930 году семья Капошилиных с годовалым сыном была вынуждена нелегально покинуть Владивосток и уйти в Китай. Им пришлось сменить немало адресов: Тяньцзинь, Шанхай, Циндао. Мать Джорджа вскоре умерла от туберкулеза.
Отец, мастер на все руки, руководил бригадой бондарей известной в то время в Китае пивной компании «Ю Би», строил дома и ремонтировал квартиры. Это он воздвигнул деревянную православную церковь в Циндао, на горе Ляошань. Николай Капошилин одним из первых инженеров в Китае освоил электросварку – так появился сварной металлический крест, украсивший купол православной церкви в Циндао.
- Мой отец был «яростным русским человеком», настоящим офицером с «могучей тягой к России», - вспоминает Джордж Капошилин, - он сгинул где-то на просторах Китая в 1942-43 годах…
Я остался на попечении приемной матери Ирины Уоттс, которая стала женой моего отца вскоре после смерти первого мужа - военно-морского атташе Великобритании в Китае. Она помогла мне выжить в самые тяжелые годы, когда в Китае господствовали японцы. В 1945 году она смогла найти, через швейцарский Красный Крест, мою тетю - Марусю Савицкую, которая в то время жила в США, ее хорошо знали в популярном ресторане «Русская чайная», где она выступала под именем Маруся Сава.
Еще в Китае Джордж самостоятельно обучился радиоделу, и это помогло ему довольно легко найти работу на фабрике по производству трансформаторов. Он достаточно быстро продвигался вверх по служебной лестнице и вскоре достиг довольно высокого положения. Напряженную работу Джордж успешно совмещал с учебой. Он поступил на вечернее отделение известного университета «Купер Юнион» и по окончании его вошел в десятку лучших выпускников. Это дало шанс молодому эмигранту получить работу в очень престижной в то время компании - «Хьюлетт Паккард».
Сейчас Джордж на пенсии, много путешествует. Желание узнать лучше историю своей семьи привело его и в Россию, во Владивосток, куда он приехал вместе со своим сыном. Джордж считает это самым лучшим подарком, который он преподнес Николасу за всю его жизнь…
Встреча с семьей Капошилиных дала толчок поисковой работе, которая представляет большой интерес не только для эмигрантов, покинувших Россию после революции, но также для нас, живущих сегодня здесь.
В местных архивах нам удалось найти свидетельство о рождении Георгия Капошилина, из которого следует, что его отцу - Николаю Ивановичу в 1929 году было 25 лет и он работал мастером цеха. Это пока все, что мы знаем о его жизни во Владивостоке...
Пока, к сожалению, ничего не удалось узнать о семье Савицких, о родителях Евгении и Маруси.
Публикуя присланные Джорджем фотографии, мы надеемся, что кто-нибудь из читателей газеты «Владивосток» сможет продолжить историю семьи Капошилиных – Савицких (конт. тел. 415-670). На следующий год Джордж снова собирается приехать в Россию.
Автор: Нелли Мизь, Вячеслав Савруев, специально для «В»