Откуда дровишки?
У многих на памяти скандал, разразившийся в селе Анисимовка Шкотовского района. Тогда местные жители, возмущенные вырубками леса, начали жечь лесозаготовительную технику. При этом они подписали несколько обращений в государственные инстанции и даже президенту Путину с требованием остановить добычу древесины. Многие средства массовой информации, и газета “Владивосток” не стала исключением, подавали эту ситуацию как конфликт защитников природы с лесозаготовителями в лице компании “Шкотоволес”, при этом встав на сторону сельчан. Но даже осужденный имеет право на последнее слово. К тому же ситуация оказалась настолько запутанной, что пришлось проводить собственное расследование и все-таки прислушаться к лесорубам.
У многих на памяти скандал, разразившийся в селе Анисимовка Шкотовского района. Тогда местные жители, возмущенные вырубками леса, начали жечь лесозаготовительную технику. При этом они подписали несколько обращений в государственные инстанции и даже президенту Путину с требованием остановить добычу древесины. Многие средства массовой информации, и газета “Владивосток” не стала исключением, подавали эту ситуацию как конфликт защитников природы с лесозаготовителями в лице компании “Шкотоволес”, при этом встав на сторону сельчан. Но даже осужденный имеет право на последнее слово. К тому же ситуация оказалась настолько запутанной, что пришлось проводить собственное расследование и все-таки прислушаться к лесорубам.
ЛИМИТЫ ЗАБИТЫ
Ежегодно анисимовский сельсовет, а в его состав входят два села - Анисимовка и Лукьяновка, где в 840 дворах проживает более тысячи человек, оформляет заявки на заготовку дров, поскольку большинство жителей (около 70 процентов) использует печное отопление. На отопительный сезон каждому из дворов нужно от 7 до 12 кубометров дров. Получается, что не менее 4 тысяч кубометров леса нужно заготовить, чтобы спокойно пережить зиму. Кроме того, детские сады, школы, интернаты и другие государственные организации нуждаются как в деловой древесине, так и в пресловутой дровяной. Поэтому администрация края ежегодно издает распоряжение, согласно которому всем районам выделяется лимит древесины. В этом году Шкотовскому району согласно поданным заявкам для бюджетных организаций был выделен лимит 2,2 тысячи кубометров, местное население получило 3,5 тысячи, и на лесные аукционы пошло 5 тысяч кубов.
В этом же распоряжении есть статья 4.2, где сказано, что для удовлетворения спроса в дровах нужно привлекать к заготовке древесины только специализированные лесозаготовительные предприятия, длительное время работающие на территории района, имеющие в аренде участки лесного фонда, производственные мощности и лицензии. Поэтому отдел культуры администрации Шкотовского района и управление социальной защиты, получив лимиты в 200 и 300 кубометров, заключили со “Шкотоволесом” договоры на поставку древесины.
ТЕХНИКА В ОГНЕ
В двадцатых числах марта этого года специалисты “Шкотоволеса” заехали в район выделенных участков, расположенных в четырех километрах от Анисимовки. Буквально через неделю, когда лесозаготовительные работы еще и не начались, в ночь с 28 на 29 марта запылал бульдозер. Причем он был полностью уничтожен огнем. Кроме того, сгорели кабина и часть механизма манипулятора ЛТ-72. Неизвестные лица пытались поджечь и третий трактор, но это им не удалось, поскольку тот находился рядом с жилым вагончиком, да к тому же помешала собака. На месте была оставлена бутылка с дизельным топливом, а поджигатели ретировались. По самым скромным подсчетам, ущерб составил около 450 тысяч рублей. По факту этого преступления было подано заявление в органы УВД Шкотовского района и было заведено уголовное дело.
Примерно через три недели после первого поджога апрельской ночью состоялась еще одна попытка. Резиновые шины были заложены под технику и жилой вагончик, в котором находились семь человек. Человеческих жертв удалось избежать только благодаря тому, что после первой огненной атаки был введен режим постоянного дежурства, и один из рабочих не спал. Лесорубам удалось быстро потушить возгорание, а по факту поджога от руководителей “Шкотоволеса” поступило еще одно заявление в милицию и было заведено второе уголовное дело.
- К сожалению, уже прошло несколько месяцев, а мы все это время находились в районе Анисимовки, но ни разу, к нашему удивлению, ни один работник милиции никаких следственных мероприятий не проводил, - говорит заместитель генерального директора “Шкотоволеса” Дмитрий Быстров. – Может быть, по этому делу работал местный участковый. Но этого явно недостаточно.
Кроме того, подметное письмо в свой адрес получал и глава анисимовской администрации Стефанюк. Неизвестные ставили условие: если не прекратятся лесозаготовки, то его дом будет сожжен. А два сотрудника “Шкотоволеса”, проживающие в Анисимовке, вынуждены были уволиться из-за постоянных угроз в свой адрес.
Несмотря на это, рабочие “Шкотоволеса” успели-таки заготовить около 300 кубометров из 532 выделенных. Получилось 90 кубов деловой древесины и остальные 210 – дровяной. Сейчас, по словам Быстрова, дрова бесплатно переданы местной администрации. Почему бесплатно? Дело в том, что по требованиям лесного законодательства и по правилам рубок после проведения лесозаготовительных работ лесосеки должны убираться. И это означает, что там не должно быть брошенной древесины, а склады должны быть очищены. Везти эту древесину на реализацию, скажем, в пригород Владивостока, нерентабельно. Поэтому лучше отдать людям то, что завтра может попросту сгнить. Потом анисимовский сельсовет вывозит эту древесину с лесосек и реализует ее в 4-5 раз дешевле, чем продают многие заготовители.
ЗОНА ОТЧУЖДЕНИЯ
На последнем собрании жителей Анисимовки и Лукьяновки звучали в адрес лесорубов обвинения в том, что те якобы залезли в рекреационную зону, которая окружает эти два села. Давайте вспомним историю вопроса. Существует постановление губернатора № 470 от 17 декабря 1993 года о том, что в Шкотовском районе выделяется рекреационная территория в районе Анисимовки, и были определены ее границы.
- Не одна из двух наших лесосек не попадает в рекреационную зону, что и было установлено многочисленными проверками, - продолжает Дмитрий Быстров. – Но на самую границу зоны попадает наш магистральный волок. Он заходит на нее буквально на 10 метров. Кроме того, там же расположен склад размером 10 на 20 метров для трелеванной древесины, откуда ее потом и вывозят. Это могло быть причиной недовольства местных жителей. Но есть положение об особо охраняемых природных территориях, где сказано, что допускаются временные дороги, склады и прочее. Наш волок подпадает под определение временной дороги и действует в течение срока лесорубочного билета. Последняя проверка с участием всевозможных государственных инстанций кроме двух наших выявила еще десять лесосек, которые находились непосредственно на территории рекреационной зоны. Три из них принадлежат Шкотовскому лесхозу, который проводил там плановые мероприятия по лесоуходу. Остальные семь принадлежат администрации Анисимовки и Новонежино, где в основном заготавливаются дрова.
НА ДВОРЕ - ДРОВА
В этом году анисимовский сельсовет имел возможность заготовить всего 500 кубометров древесины. Это не более 20 процентов от необходимого запаса дров. Почему лимит такой маленький? Дело в том, что большинство местных жителей часто несвоевременно подают заявки. В результате к началу холодов многие анисимовцы остаются без необходимого запаса дров.
- Есть группа лиц, которые заготавливают дрова самовольно, - говорит Дмитрий Быстров. – И это не секрет ни для анисимовской администрации, ни для Шкотовского лесхоза. Посудите сами, чтобы зайти в труднодоступные места, нужны техника, дороги и так далее. Проще занырнуть в любой закуток недалеко от деревни, срубить и реализовать эти дрова. Получается, что большинство населения Анисимовки и Лукьяновки либо занимается самовольной заготовкой дров, либо та часть населения, которая не в состоянии самостоятельно заготовить себе дрова, а это инвалиды и пенсионеры, вынуждена дрова покупать. Причем один из самых ярых защитников природы Гордеев в прошлом году сам занимался торговлей дровами. И цена у него была около 1200-1500 рублей за машину. А это в 1,5 раза выше, чем предлагал анисимовский сельсовет.
По словам Быстрова, часть местных жителей занимается не только нелегальной вырубкой леса, но и охотой, заготовкой женьшеня и других дикоросов. Чисто по-человечески этих людей можно понять. В то время как во многих деревнях нет работы, а жизнь превратилась в выживание, им ничего другого не остается.
У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ?
Что касается охраны природы, то это благое занятие заслуживает уважения. Тем более что инициатива исходит с самого низа, поскольку жители Анисимовки высказывались за отмену лесных рубок и создание Южно-Приморского природного парка. Но все не так просто. Еще никогда не бывало, чтобы защитники природы, даже самые рьяные, как, например, активисты Гринпис, покушались бы на человеческую жизнь. А именно это произошло, когда местные жители пытались поджечь вагончик с лесорубами. Уж больно все это смахивает на криминальные разборки, и похоже, что эти опасения не- безосновательны...
- Идея создания Южно-Приморского парка, конечно, очень хороша, и мы ее поддерживаем, - продолжает Быстров. – В любом случае вопросы лесопользования будут стоять, но, разумеется, в ограниченном режиме. В Анисимовке же некоторые люди, прикрываясь интересами защиты природы, преследовали шкурные интересы – не хотели терять рынок сбыта дров. После того как выяснилось, что мы отдаем анисимовскому сельсовету дрова, и началась вся эта шумиха. Если проехать по дворам, то можно увидеть большие поленницы. И это при том, что лимит для анисимовского сельсовета был очень маленький. Многие жители говорят, что они покупают дрова у частных лиц и даже называют фамилии. Некоторые из нынешних защитников природы их и снабжали дровами.
В результате всех перипетий Шкотовский лесхоз издал предписание о приостановлении лесобилетов, действие которых попадает в рекреационную зону. Кроме того, будет назначено проведение экологической экспертизы. Все это правильно, но есть нюанс. Уже на дворе холода, а дрова, которые предполагал заготовить анисимовский сельсовет, не получены. Выходит, что в очередной раз пострадали простые люди, которые не были замешаны в природоохранном скандале.
Автор: Александр АЛЕКСЕЕВ, «Владивосток»