Встретились в Эгвекиноте три «испанца»...

Это судно - одно из 74, имеющихся нынче в ОАО «Дальневосточное морское пароходство». Сейчас «Абакан» одолел уже и арктическую навигацию. Из Чукотского автономного округа недавно пришло благодарственное письмо («В» уже сообщал об этом). В нем был отмечен напряженный труд экипажей судов «Высокогорск», «Иван Макарьин», «Абакан» по обеспечению северян твердым топливом. Доброе слово в письме прозвучало в адрес руководителей, в том числе и капитана Геннадия Мельникова.

31 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1259 от 31 окт. 2002

СЕВЕРЯНЕ БЛАГОДАРЯТ МОРЯКОВ

Это судно - одно из 74, имеющихся нынче в ОАО «Дальневосточное морское пароходство». Сейчас «Абакан» одолел уже и арктическую навигацию. Из Чукотского автономного округа недавно пришло благодарственное письмо («В» уже сообщал об этом). В нем был отмечен напряженный труд экипажей судов «Высокогорск», «Иван Макарьин», «Абакан» по обеспечению северян твердым топливом. Доброе слово в письме прозвучало в адрес руководителей, в том числе и капитана Геннадия Мельникова.

А с начала этого года, как обычно в последнее время, «Абакан» курсировал на загранперевозках: Китай, Япония, Республика Корея, Тайвань. Возил лес, удобрения, алюминий в чушках. Мне довелось побывать на судне в самом начале мая. Всего сутки тогда отводились экипажу на стоянку-погрузку в порту Восточном. И снова - в рейс.

«НАСЛЕДИЕ» КОММУНИСТИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО

В иллюминатор видно: движется и движется транспортер-конвейер, монотонно ссыпая мочевину в длинный вертикальный рукав на палубе. «Абакан» загружает свои трюмы удобрениями. А хозяин каюты Геннадий Мельников склонился над бумагами за своим рабочим столом: пора составить рейсовый отчет, да и объяснительную тоже. В рейсе вышла заминка с двигателем - не запустился при выходе из японского порта Фусики. Вины экипажа в том нет, небольшая техническая неисправность. Устранили быстро, но чуток времени потеряно. Рейс вообще был не самым удачным. В Японии в этот период - празднества. Некий национальный фестиваль, в ярко раскрашенные повозки усаживают детей, взрослые впрягаются в них и с веселым гомоном мчат по улицам... Праздник - это хорошо, вот только разгрузка судна несколько страдает. Хотя в целом работа в зарубежных портах отлажена четко, да и бюрократии там поменьше, чем у нас.

Сухогруз «Абакан» (в пароходстве пять судов такого типа) -  «наследие» коммунистического прошлого. Говорят, его сооружение заказывали еще в советские времена испанским коммунистам, чтобы поддержать их финансово. Подтверждают это и картины на переборках: пейзажи «южно-ненашего» колорита. Испанцы постарались на славу, моряки говорят: «Корабль делался для людей, а не для негров...» Условия проживания на нем комфортные. Что ж, такому наследию стоит только порадоваться (а вот рассказ об ином - ниже). Вот нынешние, например, лесовозы-контейнеровозы - уже «рыночного» пошиба. Максимальная площадь отдана для груза, каютки тесные, да и переборки без нужного утепления, чуть похолодает - знобит в них, однако.

БЕЗ «ХЛЕБНОЙ КАРТОЧКИ»

Вообще-то Геннадий Мельников морячит давно, почти четверть века. Сибиряк, моряком жаждал быть с детства. Такая в общем-то стандартная мечта того времени - или летчиком, или моряком. Другое дело - как осуществить ее. ДВВИМУ штурмовал дважды. Нет, поступить-то он поступил сразу, да вышло так, что лишился по случаю курсантского звания, бывает по молодости...

 Отслужил срочную, от своего желания не отступился. Полтора года проработал матросом в пароходстве. Снова - ДВВИМУ. С 80 года прошлого теперь уже столетия на судах ДВМП, в комсоставе. Начинал круто: четвертый, третий помощник капитана, второй... Три года - и старпом. Но... тормознулся аж на 11 лет в этой должности. Нет, не способности или отсутствие достаточного опыта играли тут свою роль. Это все и тогда было при нем. Недоставало малого - партийного билета. Разнарядка была на «гегемон», рядовой состав, комсостав сдерживали в приеме в компартию. И только в 89-м ему предложили вступить в КПСС, но он уже и сам отказался, из гордости. А потом вышел приказ, разрешающий капитанить и без «хлебной карточки»... Так что в самой высокой должности на корабле Геннадий Алексеевич с 94-го. Испытаний за эти годы выпало немало.

ОВЕРТАЙМ - НЕ ОВЕРКИЛЬ, НО ШТУКА ТОЖЕ НЕЖЕЛАННАЯ

Как нынче оценивается эффективность работы судовых экипажей? Конечно, прежде всего - сохранность груза. Потом - отсутствие простоев, непроизводительных потерь времени по вине экипажа. Важно и сокращение валютных расходов. Вот, например, если заказывают в иностранных гаванях лоцмана для проводки, то это обязательно - два буксира. Без лоцмана - всего один (а то и вообще без оного), ответственности больше, но - экономия. На судах изо всех сил стараются избегать овертайма, по-русски - сверхурочных работ, которые приходится оплачивать дополнительно. Дело в том, что у нас погрузка-выгрузка проводится денно и нощно (кроме разве что Магаданского порта), в иностранных же - такую работу производят только днем. Если заказ идет и на ночь - лишние расходы... Экипаж «Абакана» обычно укладывается в необходимые параметры. За один из рейсов в этом году, проведенный экономически наиболее эффективно, удостоен премии. А сейчас ее непросто добиться. Геннадий Мельников перечислил наиболее надежных и опытных в работе. Тех, кто, как
раньше любили говорить, трудится с полной отдачей: моторист-газоэлектросварщик Владимир Кабанец, третий механик Игорь Леонидов, электромеханик Владимир Светашов, буфетчик-дневальный Сергей Гавлюк. В числе лучших моряков Геннадий Алексеевич называет и судового повара Анну Коклину, старая истина - как покушаешь... И еще один штрих (постучим по дереву) - более 5 лет экипаж «Абакана» работает безаварийно.

В кабинете группового диспетчера ОАО «ДВМП» Геннадия Мирончика побывал я в том же мае. Вот что мне поведал он: «В «ДВМП» всего четыре «пассажира», остальные - транспортно-грузовые суда. Все пять «испанцев», включая и «Абакан», работают с прибылью. От 800 тыс. до миллиона долларов в год приносят пароходству. Но это не значит, что учиться здесь больше нечему. Рыночная экономика требует постоянного стремления к оптимальной эффективности».  Капитана Мельникова Геннадий Мирончик охарактеризовал так: опытный, ответственный, исполнительный.

...А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ

И снова я беседую с Геннадием Мельниковым, теперь уже в октябре в Артеме (он живет в этом городе). Капитан Мельников рассказывает: «В Анадырь отправились мы в конце июня. Московская компания «Поляртранс» занимается там модернизацией и реконструкцией аэропорта, техника, которую мы везли, предназначалась для этой компании. Разгружали своими силами (нет специалистов-докеров, перегрузочной техники). С задачей справились оперативно. И вообще судно было зафрахтовано компанией на 30 суток, управились за половину этого времени. И тогда Чукотснаб использовал нас как раз на обеспечении Чукотки топливом. Возили уголь из Беринговского в Эгвекинот, Провидение. 15 тыс. тонн перевезенного твердого топлива на нашем счету. И вот редкий случай: собрались мы в Эгвекиноте, сразу аж три «испанца»! Еще «Высокогорск» и «Елена Шадрина». Естественно, было нам, капитанам, о чем поговорить, что вспомнить за дружеским столом. И еще такой штрих: нам уже возвращаться в Приморье, а собственное топливо на исходе. Заправил нас «Высокогорск».  Сам, как говорится, погибай, а товарища выручай. Ведь потом «Высокогорску» как-то пришлось выкручиваться... Что ж, взаимовыручка на море - это хоть и неписаный, но закон незыблемый».