Сдаст ли «Белый дом» сессию?

Сегодняшняя внеочередная сессия краевого законодательного собрания ожидает быть напряженной. Достаточно сказать, что на ней обсуждаются во втором (решающем) чтении два, пожалуй, самых дискутируемых законопроекта – о краевом бюджете на 2003 год и о транспортном налоге.

30 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1258 от 30 окт. 2002

Сегодняшняя внеочередная сессия краевого законодательного собрания ожидает быть напряженной. Достаточно сказать, что на ней обсуждаются во втором (решающем) чтении два, пожалуй, самых дискутируемых законопроекта – о краевом бюджете на 2003 год и о транспортном налоге.

Расходные параметры бюджета, разработанного в недрах краевой администрации и там же окрещенного «социально направленным», не всем депутатам по вкусу. Несмотря на то, что дискуссии в комитетах ЗС по большей части отличались спокойными тонами (во многом из-за корректности «отца» бюджетного проекта – первого вице-губернатора Александра Костенко), претензий обнаружилось множество.

Главный аграрий ЗС Приморья депутат Сергей Сидоренко считает, что бюджетные расходы на агропромышленный комплекс неоправданно занижены. В результате такой политики молодые кадры не хотят работать на полях и сельское население сокращается в семь раз быстрее городского. Кроме того, не предусмотрено средств на лесовосстановление. Что касается первоначально «обиженного» Примгидромета (не потому ли он сегодня так пугает нас страшными прогнозами?), то со стороны губернатора все-таки прозвучало предложение «забить» на метеорологов почти 3 млн. руб., хотя депутаты считают нужным увеличить эту сумму более чем в два раза.

Помимо этого вчера молодежные и детские общественные организации края проводили экстренное собрание (не поздно ли?) в связи с тем, что молодежная политика в расходную часть проекта бюджета тоже не влезла. Не исключено, что вскоре от «круглых столов» веселая и находчивая молодежь перейдет к пикетированию «Белого дома».

Собственно, в самих этих претензиях ничего удивительного или чрезвычайного нет. Важно другое – основные параметры бюджета, в том числе и размер доходной части, уже утверждены первым чтением. И если депутаты проголосуют за значительное увеличение финансирования ряда разделов, то неизбежно встанет почти гамлетовский вопрос: откуда взять деньги? Вряд ли дело дойдет до урезания других разделов, не менее важных. И тогда бюджет придется возвращать в первое чтение и пересматривать, хотя и это не панацея. Между тем на все про все остается всего месяц – закон о краевом бюджете должен пройти все круги уже к декабрю. Тем временем агентство «Восток-Медиа» распространило сообщение депутата ЗС, члена бюджетной комиссии Бориса Постовалова, который не уверен в том, что сегодня бюджет сможет пройти второе чтение. По словам Постовалова, из семи членов комиссии один голосовал за бюджет, один против, а остальные предпочли воздержаться.

С безусловно ключевым вопросом о бюджете-2003 связан и другой – о транспортном налоге. Напомним, что в связи с изменениями в федеральном налоговом законодательстве дорожный фонд со следующего года должен наполняться при помощи нового налога. Величина его ставок определяется фактически властями субъектов Федерации – они уполномочены менять рекомендованные Москвой ставки в пять раз, причем как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Краевые власти, разрабатывая  законопроект, умножили московские рекомендации на два, предписав таким образом приморцам платить за свои машины в среднем в три раза больше, чем сейчас. Депутаты, понимая необходимость налога, приняли законопроект в первом чтении, однако намерены снизить налоговые ставки во втором. Обсуждается несколько вариантов – например, нагрузить по полной схеме владельцев элитных автомашин и вывести из-под налогового удара массу автолюбителей, переложить основное бремя на транспортные компании, привязать налоговую ставку к возрасту авто и т. п., но на чем в итоге остановятся депутаты и «Белый дом» – пока сказать сложно.

В любом случае сегодняшнее заседание ЗС покажет, в какую сторону развивается конфронтация между законодательной и исполнительной властями Приморья, наметившаяся по ряду фронтов. Речь идет не только об упомянутых бюджетном и налоговом законопроектах, но и об остром нежелании депутатов избрать на пост своего представителя в Совете Федерации «креатуру» краевой администрации.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»