Доля воровская

«Это был воскресный день, я не лазил по карманам. В воскресенье отдыхать – мой девиз» - так излагал свое жизненное кредо один из персонажей песни незабвенного Владимира Высоцкого. На самом деле у воров-карманников в выходные дни, напротив, очень напряженный режим «работы». В сутолоке ярмарочных и базарных дней, в переполненном автотранспорте шныряют эти любители чужих кошельков, облегчая сумки и карманы зазевавшихся граждан. Вряд ли во Владивостоке найдется семья, в которой кто-нибудь не пострадал бы от «деятельности» щипачей.

30 окт. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1258 от 30 окт. 2002

«Это был воскресный день, я не лазил по карманам. В воскресенье отдыхать – мой девиз» - так излагал свое жизненное кредо один из персонажей песни незабвенного Владимира Высоцкого. На самом деле у воров-карманников в выходные дни, напротив, очень напряженный режим «работы». В сутолоке ярмарочных и базарных дней, в переполненном автотранспорте шныряют эти любители чужих кошельков, облегчая сумки и карманы зазевавшихся граждан. Вряд ли во Владивостоке найдется семья, в которой кто-нибудь не пострадал бы от «деятельности» щипачей.

ВЗЯЛИ МАНЮ НА КАРМАНЕ

Недавно в милицейских сводках прошла информация о том, что в городе задержана с поличным группа воров-карманников из трех человек, причем среди них одна женщина. Чтобы выяснить обстановку с кражами подобного рода, я встретился с исполняющим обязанности начальника оперативно-сыскного отдела по борьбе с карманными кражами УВД Владивостока майором милиции Сергеем Забродиным. Он сообщил мне, что это всего лишь единичный эпизод в их работе.

Действительно, в трамвае маршрута № 7, в районе остановки «Некрасовская», были задержаны трое гастролеров-карманников, которые похитили  у женщины кошелек. Эта сводная бригада прибыла из Хабаровска. Во главе стоял вор-рецидивист, житель вышеозначенного краевого центра. Его подручными были уроженец Амурской области и дама родом аж из Тамбовской области. Как объяснили участники несостоявшейся кражи, все они приехали в наш город расслабиться, отдохнуть и покупаться в море. А заодно и поработать. Незадолго до этого на площади Луговой был задержан местный житель, вор-рецидивист, вернувшийся из мест лишения свободы лишь две недели назад. В течение же сентября оперативники провели задержание девяти карманных воров.

ГОП СО СМЫКОМ

Что же представляет собой контингент воров-карманников, орудующих в столице Приморья? Во Владивостоке они называют друг друга попросту - «Леня» и делятся на трассовиков, работающих в общественном транспорте, и воров, промышляющих на рынках и в магазинах. Милицией задерживались и зарегистрированы «труженики» этой криминальной профессии в возрасте от 9 и старше 60 лет. Представители старшего поколения воров пользуются в уголовном мире авторитетом за счет большого количества «ходок» на зону. Про себя они говорят, что не проливают людскую кровь, не отнимают у граждан здоровье, а лишь «берут малое». Как правило, бывалые не имеют наколок, которые являются особыми приметами, держатся корректно, избегают скандалов, а в случае, если «фраер щекотнулся», то бишь спохватился и заметил кражу, стремятся замять дело и побыстрее скрыться.

Печально, но факт: в последние годы появилось много воров-наркоманов, зарабатывающих кражами на дозу «дури». Прибегают к посягательству на чужие кошельки и молодые «отморозки», которые утром могут залезть в чужую сумку, вечером совершить грабеж, а ночью докатиться до изнасилования или даже убийства. Две последние категории - воры никудышные, но при этом грубые и скандальные. Наркоманы и хулиганское отребье - люди, как правило, с неустойчивой психикой. Старички же четко блюдут свою профессиональную ориентацию. Трассовик никогда не пойдет «шмонать» на рынок и наоборот. Наркоманов среди них почти не бывает, и даже спиртное они во время работы не употребляют.

ВОРОВАТЬ – ПРОФЕССИЯ МОЯ

Действуют карманники по определенной схеме. Сначала они определяют жертву, у которой имеются деньги, затем «ведут» своего клиента и выбирают место и ситуацию, удобную для совершения кражи. На транспорте они чаще всего действуют в часы пик. В толкотне и давке «кармаши» незаметно прижимаются к пассажиру, стараются отвлечь его внимание и незаметно вытащить кошелек из сумки или кармана. В сутолоке легким прикосновением или похлопыванием воришки определяют, в каком кармане находится кошелек или крупная сумма денег. Сообщники отвлекают внимание, стараются устроить небольшую заварушку, вступая в перепалку с окружающими. Вор в это время, используя «ширму», старается стянуть кошелек. В качестве «ширмы» выступает напарник, который прикрывает шаловливые ручонки вора, или же накинутые на руку плащ, пиджак или куртка. Накрыв этим предметом одежды сумку или загородившись, щипач ловко проводит всю операцию. Документы ворам, как правило, не нужны, поскольку из-за них люди часто заявляют о пропаже, поэтому настоящий вор пытае
тся от них избавиться как можно скорее. Преступник даже может застегнуть сумку, а содержимое незаметно разделить между подельниками. Документы же воры сбрасывают в почтовые ящики, и работники почты зачастую обнаруживают их при выемке корреспонденции.

Во время кражи некоторые «экспроприаторы» кошельков используют пинцеты, ножички для резки бумаги, а также четвертинки бритвенного лезвия, так называемые мойки. Владивостокские «Лени» стараются не использовать этот воровской инструментарий, который может оказаться уликой.

ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ

В прежние времена охотно наезжали во Владивосток гастролеры из Москвы, Петербурга, Одессы, Грозного, Новосибирска, не говоря уже о соседях из Иркутска, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Но с годами встречали их все холоднее. Один из известнейших мастеров карманных краж из Новосибирска, который легко проникал даже во внутренние карманы пиджаков и за десять лет «трудовой» деятельности попался лишь единожды, прибыв во Владивосток, принялся за дело основательно. Он снял квартиру, наметил маршруты, но поработать и пожить в апартаментах так и не успел, поскольку был задержан нашими оперативниками. Такая же участь ждала многих «залетных». Вследствие такого неласкового приема не залюбили «гости дорогие» наш город, и поток их заметно уменьшился. В  1998 году было раскрыто 97 карманных краж, в 99-м – 98, в 2000-м -124, а в 2001-м - уже 127. Раскрываемость этого вида преступлений постоянно растет. Дело в том, что в оперативно-сыскном отделе работает сильная команда сыщиков. Случайные люди сюда не попадают. Нужны годы
кропотливой работы, чтобы научиться выявлять и задерживать вора с поличным. Грозная слава наших оперативников прокатилась по всему Дальнему Востоку. В прежние годы их охотно приглашали в служебные командировки поработать в других городах, да и к нам приезжали опера-соседи. Польза от такого сотрудничества была велика, сейчас командировки стали редкостью, хотя двоих наших сотрудников пригласили по контракту поработать в Чечню, что говорит о большом опыте и мастерстве.

Вор должен сидеть в тюрьме - непреложность этой истины изо дня в день подтверждают своей службой сотрудники оперативно-сыскного отдела УВД Владивостока. Они знают, что перевоспитать воров-профессионалов почти невозможно. Я видел на снимках в фотокартотеке среди задержанных карманников и ребятишек, и приличного вида девушек, и даже убеленных сединами старцев. Так что несколько добрых советов гражданам, выходящим на улицу, от офицеров-оперативников не помешают.

ЕСЛИ В МИРЕ ЕСТЬ «ТЕТЕРЯ»

- Не держите все деньги в одном месте, разделите их на несколько частей. Не демонстрируйте большие суммы в общественных местах. В общественном транспорте и людных местах держите сумку перед собой. Если вас начинают толкать или вы попадаете в давку – будьте начеку. Не рассказывайте знакомым или  в людных местах о денежных поступлениях и предполагаемых крупных покупках. Став очевидцем или сами подвергнувшись краже, не торопитесь вступать в схватку с предполагаемыми ворами, если вас некому поддержать. Немедленно позвоните по телефону 02 и сообщите о маршруте, месте преступления и приметах подозреваемых. Очень многие кражи удается раскрыть именно благодаря поддержке населения.

Воровство - древнейший вид преступления. В наше время его живучести способствуют многие социальные факторы. Поэтому бороться с ним сложно, а изжить карманные кражи в обозримом будущем вряд ли удастся. Однако успешная работа оперативников и бдительность граждан вполне могут свести этот вид преступления к минимуму. Бард Александр Дольский пел: «Если в мире есть «тетеря», на него найдется вор». Не будем «тетерями», господа.

Автор: Михаил ЧУРКИН, специально для «В»