Серый импорт
Недавно сотрудники Дальневосточной оперативной таможни совместно с УБОП УВД ПК задержали пять грузовиков, следовавших из Китая. 60-футовые контейнеры были под завязку забиты добротной кожаной обувью. При пересчете выяснилось, что количество товара, заявленное в грузовой таможенной декларации (ГТД), не соответствует реальному. В стоимостном выражении эта разница составила почти 18 миллионов рублей. По факту контрабанды возбуждено уголовное дело.
Недавно сотрудники Дальневосточной оперативной таможни совместно с УБОП УВД ПК задержали пять грузовиков, следовавших из Китая. 60-футовые контейнеры были под завязку забиты добротной кожаной обувью. При пересчете выяснилось, что количество товара, заявленное в грузовой таможенной декларации (ГТД), не соответствует реальному. В стоимостном выражении эта разница составила почти 18 миллионов рублей. По факту контрабанды возбуждено уголовное дело.
Стремясь сэкономить на таможенных платежах, предприниматели, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, прибегают к самым разным хитростям. Указать в документах тысячу пар обуви, но ввезти десять – только одна из них. Есть другой способ: заявить импорт в Россию, допустим, резиновых ковриков и фотоальбомов, а привезти дорогие меховые вещи. О масштабах такого мошенничества говорит тот факт, что всего за неделю, с 21 по 28 сентября, оперативной таможней было задержано 36 большегрузных контейнеров. В настоящее время полностью досмотрено 10. И в каждом вместо заявленного дешевого ширпотреба находились дорогая одежда и обувь. Получателем груза значилась одна и та же владивостокская фирма. В этом случае тоже возбуждены уголовное дело и несколько дел об административных правонарушениях.
В лексиконе таможенников появились даже новые понятия: «товар прикрытия», «товар риска». И если в адрес какой-то фирмы постоянно идут контейнеры с резиновыми перчатками или гладильными досками, она попадает под пристальное внимание таможни.
Сразу же возникает вопрос: на что надеются предприниматели, занимающиеся серым импортом?
Дело в том, что незадекларированный товар можно спрятать. Грузооборот между Россией и Китаем огромен, и проверить весь ввозимый товар просто невозможно. В каждом контейнере таможенники должны делать 3-4 «ямы». Иногда промахиваются, и контрабанда проникает в страну.
Кроме того, сотрудники оперативной таможни не скрывают - нередко контрабандистов прикрывают их же коллеги, работники таможенных постов и переходов. Поэтому многие операции по задержанию незаконного товара проходят совместно со службой собственной безопасности и другими правоохранительными органами.
Забавно, что сами нарушители таможенных правил считают себя чуть ли не борцами за права малоимущих и обездоленных россиян. Они уверяют оперативников, что «непомерно высокие таможенные пошлины» просто не позволяют им работать честно. Если полностью платить все сборы, цена товара резко возрастет и сделает его недоступным рядовому покупателю.
Таможенники легко парируют их выпады. Да, цена китайских вещей вырастет, но в пределах 10 – 15 процентов. Суммы же, которые «экономятся» на пошлинах, идут на взятки, на организацию цепочки посредников, которые выведут их из тени. Если коммерсант попадется, ему придется раскошелиться на немалые штрафы и оплату труда адвокатов.
У серого импорта есть еще одна сторона. При выезде из КНР транспорт оформляется на китайской таможне. И там, по сведениям наших оперативников, документы используются подлинные, наименование и количество указанного в декларации товара соответствует истинному. Подмена бумаг происходит на небольшом участке дороги между таможенными постами двух стран.
Сейчас ДВОТ ведутся переговоры с китайской стороной о взаимном обмене информацией. Достижение таких договоренностей и совместная работа таможенников двух стран серьезно осложнят жизнь контрабандистам.
Автор: Юлия ИГНАТЕНКО, «Владивосток»