Снежок боится музыки
- Выкрасили тигра, промелировали. И народ дурят, - ворчат особо недоверчивые, останавливаясь возле афиш Росгосцирка, наклеенных на владивостокских столбах и заборах. Спешу разочаровать смутьянов: тигр Снежок действительно белый. Говорят, впервые альбиносов вывели в американском зоопарке. Эти животные живут недолго: большинство из них страдает пиелонефритом и умирает от острого воспаления почек. Ольга Денисова, единственная на сегодня россиянка, в одиночку работающая в клетке с тиграми, в прошлом году потеряла трех хищников с окрасом зебры. Не помогла даже минеральная вода, которой поят носителей редкой шкуры.
- Выкрасили тигра, промелировали. И народ дурят, - ворчат особо недоверчивые, останавливаясь возле афиш Росгосцирка, наклеенных на владивостокских столбах и заборах.
Спешу разочаровать смутьянов: тигр Снежок действительно белый. Говорят, впервые альбиносов вывели в американском зоопарке. Эти животные живут недолго: большинство из них страдает пиелонефритом и умирает от острого воспаления почек. Ольга Денисова, единственная на сегодня россиянка, в одиночку работающая в клетке с тиграми, в прошлом году потеряла трех хищников с окрасом зебры. Не помогла даже минеральная вода, которой поят носителей редкой шкуры.
- Нардочка, старушка, я понимаю: ножки болят, но ты уж постарайся. Браво, девочка, браво, умница!
- Халиф, я все вижу. Куда ты собрался? Сиди на месте.
- Уна, что ты улыбаешься? Мяса хочешь? Дойдет твоя очередь– получишь.
Для пятерых тигров Ольга Николаевна – учитель, они для нее - ученики. Поэтому репетиция, на которой мне разрешили побывать, очень походила на школьный урок. Хотя длилась всего двадцать минут...…
Гримерная, она же спальня. На кровати Ольги Денисовой балдеют два кота. Лешка - тот, что с противоблошиным ошейником, помладше и не такой пухлик. Голубоглазый Пушок семь килограммов на «Вискасе» наел.
- Кошки у меня недрессированные, держу их для души. Пушка взяла трехмесячным котенком в котельной Кемеровского цирка. В номере завелись мыши – нужно было разогнать. А потом привыкла к нему, имя дала, жалко стало отдавать. Уже семь лет со мной гастролирует, где только не был.
- А давно вы в цирке работаете?
- Очень давно. Воспитывалась я в цирковой семье. Правда, мама свою артистическую деятельность закончила рано. Как только я родилась, папа ей сказал: «Сиди дома и воспитывай дочь». А сам в скором времени ушел с манежа и стал преподавателем циркового училища, куда я и поступила в 14 лет. Выпустили меня акробатом с подкидной доской. Восемь лет выступала одна, потом встретила своего будущего мужа (Сарвата Бегбуди. - А. К.). Поставили вместе номер со слонами, ввели туда жирафа и носорога. Позже стали работать с тиграми. Когда мы развелись, тигриный аттракцион остался мне.
- Предположим, я хочу научить тигра поднимать лапу. Как мне этого добиться?
- Запастись мясом и терпением. Дотрагиваешься до лапы палкой, животное рефлекторно ее отдергивает или приподнимает. Как только тигр сделал то, что ты хочешь, даешь подкормку. И так изо дня в день, из года в год.
- Бывало ли, что ваши воспитанники во время выступления отказывались выполнять команды?
- Подобных инцидентов не случалось. Ведь перед тем как выпустить новичка на манеж, мы и большой свет с музыкой включаем, и свободные артисты у нас в пустом зале хлопают.
- Понимаю, что об этом вас спрашивали десять тысяч раз, но все же: не страшно одной в клетке с «полосатиками»?
- Ничуточки. Я просто не имею права бояться и отношусь к тиграм, как к кошкам, которых знаю с пеленок. Когда-то мы брали трех-четырехмесячных тигрят из зоопарков. Теперь это цирку не по карману, и малыши рождаются от наших артистов. Повадки, капризы и таланты каждого мне известны.
- Расскажите…
- Тигры, как и люди, бывают талантливые, бесталанные и абсолютно бездарные. Самая способная и старая – 17-летняя Нарда. Снежок, получивший кличку за молочный окрас, отличный актер, но строит из себя агрессивное животное. Его рыки на публике выглядят эффектно, поэтому они всячески мной поощряются. Но вам открою секрет: рычит этот тигр от страха. Он боится всего - музыки, аплодисментов, воздушных шаров и даже своих собратьев, хотя он крупнее всех. Уна вздорная и взбалмошная, но работать с ней легко. Халиф и Сэм у нас на подтанцовках, они выполняют несложные трюки, и большего я от них не жду. Молодняк у меня подрос: Гере и Дине по году, с ними уже можно вплотную заниматься. Четырехмесячный Мишка, сын Снежка и Уны, - блондин. Пока он у нас на вольных хлебах – носится по клетке, ест да спит. Через шесть месяцев я за него возьмусь. Насчет талантов пока ничего не скажу, но в том, что он будет вредным, со сложным характером, уверена. Кусается этот малыш пребольно и вредничает частенько. Но ничего – будем работать.
Автор: Анастасия КРЕСТЬЕВА, «Владивосток», (фото из альбома Ольги Денисовой)