В тайгу через трубу
Еще в начале 1936 года во время рабочей поездки по Дальнему Востоку народный комиссар путей сообщения СССР Лазарь Каганович обсуждал с местным руководством возможность строительства железнодорожной ветки в глубине Уссурийского края. Она должна была пройти от Хабаровска в верховья Бикина и спуститься к Японскому морю, непосредственно в устье реки Светлой. Так как в те времена для подобной цели в основном использовали труд заключенных, в поселке Светлая даже создали концлагерь. Помешала война. Уже после нее приморское побережье вновь попало в планы железнодорожного строительства. На этот раз во времена легендарного БАМа: от Совгавани железку должны были проложить через Тернейский и Дальнегорский районы на Чугуевку. Теперь помешала перестройка. И вот новые планы освоения восточного побережья Приморья, но уже с прокладкой нефтепровода.
Еще в начале 1936 года во время рабочей поездки по Дальнему Востоку народный комиссар путей сообщения СССР Лазарь Каганович обсуждал с местным руководством возможность строительства железнодорожной ветки в глубине Уссурийского края. Она должна была пройти от Хабаровска в верховья Бикина и спуститься к Японскому морю, непосредственно в устье реки Светлой. Так как в те времена для подобной цели в основном использовали труд заключенных, в поселке Светлая даже создали концлагерь. Помешала война. Уже после нее приморское побережье вновь попало в планы железнодорожного строительства. На этот раз во времена легендарного БАМа: от Совгавани железку должны были проложить через Тернейский и Дальнегорский районы на Чугуевку. Теперь помешала перестройка. И вот новые планы освоения восточного побережья Приморья, но уже с прокладкой нефтепровода.
«Транснефть» уже выбрала на юге края конечную точку нефтепровода в районе бухты Перевозной. Но так как из Сибири планируется вести несколько линий для перекачки топлива, то Тернейский район, как уверяет глава администрации этого муниципального образования Владимир Усольцев, по-прежнему остается в планах строительства нефтяных терминалов. В проекте нефтепровода от Ангарска к берегам Японского моря, кроме Ванино (Хабаровский край), Находки и бухты Перевозной, в качестве стройплощадки для нефтеперевалочного порта значится также бухта Усть-Соболевка. Это в 200 км севернее Тернея. Благоприятные геологические и гидрологические условия позволяют создать здесь резервуарный парк сырой нефти объемом 1,5 миллиона кубометров и морской порт для погрузки танкеров водоизмещением 150-350 тысяч тонн. По мнению специалистов комитета судоходства, портов, связи и транспорта администрации края, морские порты Приморья не имеют возможности принимать и обрабатывать такие супертанкеры. Комитет также за рассмотрение варианта размещения нового порта по отгрузке сырой нефти в бухте Усть-Соболевка.
Владимир Усольцев подчеркнул преимущества строительства нефтетерминала в Тернейском районе. Это, в первую очередь, уменьшит общую длину нефтепровода Ангарск - Чита - Хабаровск - Приморский край и даст возможность отказаться от двух насосно-перекачивающих станций. Выбор Усть-Соболевки позволит «Транснефти» сократить капитальные затраты примерно на 250 миллионов долларов. Исполнение проекта, в свою очередь, принесет тернейцам не только дополнительные рабочие места и налоги, но и поможет решить давнюю энергетическую проблему, поскольку «Дальэнерго» в случае строительства порта должно протянуть на север свои линии. Дешевая электроэнергия, в свою очередь, даст району возможность развивать помимо лесоперерабатывающей и другие отрасли, в первую очередь, переработку рыбы и морепродуктов.
Мы связались по телефону с главой администрации села Усть-Соболевка Александром Недорезовым и спросили, как относятся местные жители к возможному строительству нефтепровода и порта? Ведь жители Агзу, к примеру, в большинстве своем категорически против рубки лесных массивов в долине Самарги даже при щадящей природу технологии. Хотя приход лесопромышленников экономически выгоден как для жителей Агзу, так и других сел бассейна реки Самарги. Недорезов сообщил, что знакомился с проектом строительства нефтепровода непосредственно с выходом на Усть-Соболевку. Хотя труба, как и параллельная ей автодорога, и ЛЭП, пройдут через его охотничий участок, он с товарищами готов поступиться интересами. Александр Недорезов считает, что со строительством нефтепровода и порта жители Усть-Соболевки больше найдут, чем потеряют: стоило в этом году пробить автодорогу из Тернея через Соболевку на Светлую, как в селе увеличилось и количество товаров, и цены стали ниже.
Сегодня в Усть-Соболевке, бывшем отделении откормочного совхоза, живут 300 человек. Молодежи почти нет - она бежит из села, так как ни работы, ни перспективы в будущем для нее нет. Можно, конечно, заниматься животноводством, но некуда сбывать продукцию. В общем, соболевцы не будут против осуществления нефтяного проекта. Правда, подчеркнул Недорезов, они не очень-то верят в это счастье. Под Соболевкой и золото уже мыли, и уголь собирались добывать, да ничего путного из этих прожектов пока не вышло.
Автор: Евгений СУВОРОВ, специально для «В»