Играй музыкант, я буду верить…
На прошлой неделе во Владивостоке завершился фестиваль фортепианного искусства, посвященный 100-летию со дня рождения выдающейся пианистки Анны Артоболевской. Он организован во Владивостокском музыкальном училище при поддержке администрации края и Приморской филармонии.
На прошлой неделе во Владивостоке завершился фестиваль фортепианного искусства, посвященный 100-летию со дня рождения выдающейся пианистки Анны Артоболевской. Он организован во Владивостокском музыкальном училище при поддержке администрации края и Приморской филармонии.
Это осталось бы событием для ограниченной музыкальной среды, если бы не одно но: Анна Даниловна была не только пианисткой. Она стала основоположницей уникальной педагогической системы обучения игре на фортепиано, получившей ее имя. По системе Артоболевской учатся все ученики всех учебных заведений, а потому фестиваль ее имени так или иначе коснулся всех, кто связал свою жизнь с этим инструментом.
Однако краткий экскурс следовало, наверное, начать иначе. Фестиваль длился несколько дней, и все они были насыщены до предела и расписаны по минутам: концерты в зале музыкального училища, мастер-классы, беседы с педагогами. Еще бы! Во Владивосток съехались в эти дни звезды мировой величины, в пианистическом мире их имена произносят с благоговейным трепетом: народные артисты России Алексей Наседкин, Любовь Тимофеева, Юрий Розум. Всю неделю во Владивостоке пробыл и один из организаторов фестиваля вице-президент музыкального фонда А. Д. Артоболевской, лауреат международных конкурсов, солист Государственной академической филармонии, преподаватель МГК им. Чайковского и МГУМИ им. Шопена Юрий Богданов (на снимке). В зал на 400 мест было невозможно протиснуться, потому что задолго до начала концерта люди стояли в проходах, а если не хватало места, попросту заглядывали в дверь.
Так вот о фестивале. Он получил название по имени Анны Даниловны не случайно. Напротив, абсолютно оправданно. Сегодня сорок(!) ее учеников стали известнейшими мастерами исполнительского фортепианного искусства. Это позволяет говорить об особой системе подготовки. В двух словах Юрий Богданов, тоже, между прочим, ученик Анны Даниловны, представил ее так: Артоболевская воспитывала в первую очередь любовь к музыке и некое чутье. При том, что такие вещи трудно считать конкретной методикой, психологический контакт ученика и педагога чрезвычайно важен – тогда, к примеру, постановка руки перестает быть только механическим действием. Книга Анны Даниловны «Первая встреча с музыкой», вышедшая в 1982 году, переиздавалась более 10 раз и служит настольным пособием для преподавателей России. В общем, все через любовь к музыке. И фестиваль, собственно, стал возможен только из любви к музыке. Достаточно сказать, что во Владивостоке его участники собрались вместе, чего давно уже не происходило в Москве. Их гастрольный график давно расписан на годы вперед: Тимофеева приехала специально из Японии, Розум – из Германии. И это еще одна задача фестиваля – объединить пианистические силы России в наше довольно сложное для искусства время. И мастер-классы, и концерты подтвердили, что люди соскучились по высокому мастерству. В классах музыкального училища собрались 200 педагогов и их учеников из Владивостока, Хабаровска, Сахалина, Амурской области и получили уникальную возможность поучиться у мастеров.
Вторая задача – выявление новых талантов. Не секрет, что Москва прирастает регионами: 99 процентов лауреатов столичных и международных конкурсов исполнительского искусства - не москвичи. Свежая кровь достаточно снобистской столичной среде необходима. Но выходцы из регионов, особенно отдаленных, не в состоянии приезжать в Москву. И тогда организаторы фонда Артоболевской решили сами поехать в регионы. Фестиваль, посвященный 100-летию, которое будет отмечаться в 2005 году, начался уже сегодня. Ведь проехать по городам и весям России – дело непростое и требующее времени. Фестиваль из Владивостока отправится в Красноярск, потом в другие города.
К слову, выбраться в наш город смогли не только суперпрофессионалы, но и их ученики. К нам приехали Роман Меренко, Юлия Казанцева. Отсюда, из Приморья, они отправятся дальше, в Китай, где в этом году решено провести международный конкурс им. Чайковского. И они тоже показали свой подход к исполнению музыкального произведения. Он тоже, на первый взгляд, несложен – учить наизусть надо не только ноты, а весь текст со всеми его нюансами и авторскими акцентами. То есть вкладывать душу, как бы высокопарно это ни звучало. Это, собственно, и отличает русскую пианистическую школу.
Автор: Ольга ЗОТОВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»